Background Image
Previous Page  6 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 9 Next Page
Page Background

Г.М. Петрова

6

созданию определенной УРС, стимулирует учащихся к созданию ре-

чевого высказывания.

Следует учитывать, что при обучении говорению необходимо со-

здавать ситуации не единичные, случайные, а типичные, стандарт-

ные. Так, например, для создания наглядной УРС тексты должны от-

бираться на основе двух параметров: выполнения социально-

коммуникативной роли и наличия стимула общения. Это включает

обязательный запрос информации, информирование, выражение от-

ношения к какому-либо событию, обмен мнениями, выражение

чувств, переживаний, побуждение к действию, установление контак-

та при обращении, знакомстве, выражении благодарности. Немало-

важную роль играет и выбор тематики текстов [8]. Тематика — сово-

купность тем, в пределах которых организуется обучение говорению.

Тема, являясь предметным содержанием высказывания, как правило,

определяет выбор речевой формы, средства ее оформления, мотивы,

внутреннюю программу. Выбор тематики обуславливается сферами

общения, языковым уровнем и возрастом учащихся.

На материалах общественно-публицистических текстов воз-

можно обучение как индивидуальному общению, так и публичному

[5]. Обучение индивидуальному общению может происходить в

следующих ситуациях: ведущий новостей — корреспондент, интер-

вьюер — опрашиваемый. При обучении индивидуальному общению

обращается особое внимание на умение начать и продолжить об-

щение.

Общественно-публицистические тексты являются, как правило,

примером подготовленной речи. Под подготовленной речью пони-

маются высказывания, которые предварительно отрабатываются, за-

учиваются, затем репродуцируются в виде монологических высказы-

ваний — сообщений, презентаций, докладов, а также разученных по

ролям диалогов.

Приведем некоторые типы

языковых упражнений

, направленных

на выработку навыка говорения.

1. Прочитайте предложения. Замените выделенные слова или

словосочетания синонимичными выражениями. Используйте указан-

ные слова. Поставьте их в правильной форме.

2. Составьте предложения из данных слов и словосочетаний.

3. Составьте предложения с указанными синонимами.

4. Восстановите пропущенные слова, опираясь на начальные

буквы.

5. Прочитайте предложения. Заполните пропуски подходящими

по смыслу словами.

Укажем некоторые примеры

речевых упражнений.

1. Прочитайте заголовок интервью. Как вы думаете, о чем будет

идти речь в этом интервью?