Background Image
Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

Г.М. Петрова

2

информацию текста. При этом понимание текстов допускает потерю

части второстепенной информации (до 25 %) [3].

При работе с общественно-публицистическими текстами необхо-

димо учитывать, что газетные материалы следует предъявлять посте-

пенно и строго дозированно. Так, в начале работы тексты частично

адаптируются с сохранением основных клише, обслуживающих жан-

ры краткой информации. Тематическая организация таких текстов

обеспечивает повторяемость лексики и основных структур. Ознаком-

ление с новыми словами и словосочетаниями подчиняется выбран-

ной теме и расширяется концентрически [6].

Существенную роль в общем охвате содержания газетной ин-

формации играют заголовок и фотоиллюстрация к тексту. Заголовок

выполняет номинативную, информативную и экспрессивную функ-

ции, т. е. называет текст, соответствующим образом направляя мыш-

ление читающего, облегчает прогнозирование содержания, концен-

трирует внимание на основном содержании текста и придает оценоч-

ный характер его восприятию. Фотоиллюстрация также помогает

пониманию текста, обеспечивая наглядное толкование значений но-

вых слов, используемых в тексте.

При постановке перед учащимся задачи чтения особенно важной

является формулировка задания. Задание создает установку на чте-

ние: учащийся должен четко осознать, с какой целью читается текст.

В реальной жизни установка на чтение складывается из практиче-

ских потребностей человека, в учебной ситуации такую установку

необходимо формировать искусственно. Задание должно быть изло-

жено так, чтобы сориентировать учащегося на выявление интересую-

щей информации в нужном объеме, на мыслительные операции с этой

информацией, на соответствующую целям тактику чтения. В то же

время задание не должно раскрывать содержание текста, так как в

этом случае процесс чтения потеряет свое коммуникативное значение.

В качестве примера приведем несколько типов упражнений,

направленных на формирование навыков ознакомительного чтения.

1. Прочитайте информационное сообщение сначала полностью,

потом опуская выделенные слова, не несущие информативной

нагрузки. Скажите, остался ли понятным смысл сообщения.

2. Прочитайте информационную заметку. Подчеркните слова, ко-

торые могут быть опущены без ущерба для понимания текста.

3. Прочитайте заголовок интервью. Как вы думаете, о чем может

идти речь в этом интервью?

4. Прочитайте первый абзац статьи и определите ее тему.

5. Найдите в статье предложения, которые являются ответами на

вопросы.

6. Выберите из серии предложенных утверждений те, которые

соответствуют содержанию статьи.