Background Image
Previous Page  3 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 9 Next Page
Page Background

Некоторые аспекты методики обучения чтению, аудированию, говорению…

3

Главным критерием контроля понимания информации является

правильность выполнения задания к тексту. Если учащийся проде-

монстрировал достижение цели чтения, контроль на этом может быть

завершен. Далее прочитанные тексты могут быть использованы как

материал для развития устной речи в виде свободного пересказа, бе-

седы, дискуссии по теме.

При

аудировании

монологической речи иностранный учащийся,

владеющий русским языком в объеме Первого сертификационного

уровня, должен уметь понять на слух информацию, содержащуюся в

монологическом тексте, тему, основную идею, главную и дополни-

тельную информацию каждой смысловой части с достаточной пол-

нотой, глубиной и точностью [1, 7]. К типам предъявляемого текста

относятся сообщение, повествование, описание, а также тексты сме-

шанного типа с элементами рассуждения. Также предпочтительны

аутентичные или с минимальной степенью адаптации сюжетные тек-

сты, построенные с учетом лексико-грамматического материала, со-

ответствующего данному уровню. При аудировании монологической

речи иностранный учащийся должен уметь понять на слух основное

содержание диалога, коммуникативные намерения его участников.

Количество предъявлений — 1 [2].

Внесем ряд уточнений, касающихся аудирования текстов СМИ

общественно-публицистической тематики. Безусловно, обычно темп

речи ведущего телевизионных новостей выше допустимого Государ-

ственным стандартом — 240–270 слогов в минуту. Но ведущие

утренних и вечерних новостей специально замедляют темп своей ре-

чи для лучшего восприятия телезрителями. Таким образом, темп речи

ведущего утренних и вечерних новостей приближен к допустимому.

Что касается количества предъявлений, то часто оно зависит от

задач прослушивания аудиотекста, которые ставит преподаватель пе-

ред учащимися. Так, при установке на последующий пересказ или

обсуждение текста предпочтительно двукратное предъявление в

аудитории одного и того же текста, ведь повторное прослушивание

сообщения улучшает понимание, способствует извлечению новой

информации, более глубокому ее осмыслению и лучшему запомина-

нию. Повторному прослушиванию предшествует контроль понима-

ния с помощью вопросов общего характера и формулировка новой

практической задачи, которая мобилизует внимание слушающих. За-

метим, что повторное предъявление может быть двух видов: дву-

кратное предъявление одного и того же текста, повторное предъявле-

ние модифицированного текста. Повторное предъявление модифици-

рованного текста легко реализовать при последовательной записи

блоков новостей, выходящих на одном телеканале в течение дня.

Ведь события, происходящие в мире, немедленно освещаются сред-

ствами массовой информации.