Background Image
Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

М.А. Максимов

8

сти, то указанное гражданское неповиновение будет характерно, ско-

рее, для небольших локальных групп.

Что касается «исхода», то для Вирно данный способ состоит в

«неуемной изобретательности, которая меняет правила игры и сводит

с ума компас противника». Он приводит пример такой деятельности

в Италии конца 1970-х гг., когда, вопреки всем ожиданиям, представ-

ленная главным образом молодежью рабочая сила предпочла сезон-

ные работы постоянной занятости на больших предприятиях, спро-

воцировав нарушение производственной дисциплины и допустив

существование определенного уровня самостоятельности. Утвержда-

ется, что «исход» выбирают те граждане, которые обладают избыт-

ком знаний и коммуникативных навыков и не желают превратиться в

очередной придаток государственной администрации или капитали-

стического предприятия.

По всей видимости, для Вирно политическая потенциальность

множеств чаще проявляется в феноменах негативного характера: с

одной стороны, труд множеств имеет тенденцию становиться «под-

невольным» трудом, связанным с архаической формой личной зави-

симости, с другой стороны — политически он выявляется лишь че-

рез неподчинение и «бегство» (или «исход»). «Всеобщий интел-

лект» представляется как способ связи множеств при отсутствии

публичной сферы, но он имеет тенденцию к объективации в бюро-

кратическом аппарате администрирования постфордистского обще-

ства. Отсюда современная трактовка социальных процессов как «де-

политизированных» (Ж. Бодрийяр, Ж.-Л. Нанси, Ф. Лаку-Лабарт).

Но, как пишет А. Пензин, для П. Вирно политическое, скорее, по-

тенцируется, уходит из обветшавших форм и институтов государ-

ства, «скрыто аккумулируясь в пространстве нематериального труда

и новой универсальности «всеобщего интеллекта», ожидая своего

часа для актуализации в других пространствах политического дей-

ствия» [10].

Согласно интерпретации Вирно, современная общественно-

политическая система переходит постепенно в некое состояние,

называемое «коммунизм капитала». В частности, это означает сни-

жение подавляющей и принуждающей функции государственных ин-

ститутов и повышение ценности творческого труда. В обстоятель-

ствах, когда устаревающие формы государственного устройства со-

трясает кризис, концепт множеств приобретает особое актуальное

значение. По мнению А. Пензина, программа-минимум Вирно —

«инициировать процесс политизации новых социальных образова-

ний» [10]. И вполне возможно, что перспектива поиска и учреждения

форм, которые могли бы воплотить в реальности новую историче-

скую потенциальность, более интересна, чем разговоры о «вечном» и

«непреходящем» общественно-политическом статусе-кво.