М.А. Максимов
8
сти, то указанное гражданское неповиновение будет характерно, ско-
рее, для небольших локальных групп.
Что касается «исхода», то для Вирно данный способ состоит в
«неуемной изобретательности, которая меняет правила игры и сводит
с ума компас противника». Он приводит пример такой деятельности
в Италии конца 1970-х гг., когда, вопреки всем ожиданиям, представ-
ленная главным образом молодежью рабочая сила предпочла сезон-
ные работы постоянной занятости на больших предприятиях, спро-
воцировав нарушение производственной дисциплины и допустив
существование определенного уровня самостоятельности. Утвержда-
ется, что «исход» выбирают те граждане, которые обладают избыт-
ком знаний и коммуникативных навыков и не желают превратиться в
очередной придаток государственной администрации или капитали-
стического предприятия.
По всей видимости, для Вирно политическая потенциальность
множеств чаще проявляется в феноменах негативного характера: с
одной стороны, труд множеств имеет тенденцию становиться «под-
невольным» трудом, связанным с архаической формой личной зави-
симости, с другой стороны — политически он выявляется лишь че-
рез неподчинение и «бегство» (или «исход»). «Всеобщий интел-
лект» представляется как способ связи множеств при отсутствии
публичной сферы, но он имеет тенденцию к объективации в бюро-
кратическом аппарате администрирования постфордистского обще-
ства. Отсюда современная трактовка социальных процессов как «де-
политизированных» (Ж. Бодрийяр, Ж.-Л. Нанси, Ф. Лаку-Лабарт).
Но, как пишет А. Пензин, для П. Вирно политическое, скорее, по-
тенцируется, уходит из обветшавших форм и институтов государ-
ства, «скрыто аккумулируясь в пространстве нематериального труда
и новой универсальности «всеобщего интеллекта», ожидая своего
часа для актуализации в других пространствах политического дей-
ствия» [10].
Согласно интерпретации Вирно, современная общественно-
политическая система переходит постепенно в некое состояние,
называемое «коммунизм капитала». В частности, это означает сни-
жение подавляющей и принуждающей функции государственных ин-
ститутов и повышение ценности творческого труда. В обстоятель-
ствах, когда устаревающие формы государственного устройства со-
трясает кризис, концепт множеств приобретает особое актуальное
значение. По мнению А. Пензина, программа-минимум Вирно —
«инициировать процесс политизации новых социальных образова-
ний» [10]. И вполне возможно, что перспектива поиска и учреждения
форм, которые могли бы воплотить в реальности новую историче-
скую потенциальность, более интересна, чем разговоры о «вечном» и
«непреходящем» общественно-политическом статусе-кво.