Background Image
Previous Page  7 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 11 Next Page
Page Background

Проблема противопоставления «труда» и «политики»: концептуальные подходы…

7

Причем, в отличие от Ритцера, который говорит о процессе «рацио-

нализации» государственных институтов, Вирно констатирует, что

в современном мире происходит стремительное огосударствление

интеллектуальных способностей человека. Виртуозная же деятель-

ность выражается в различных формах сервильного труда: «когда

«продукт неотделим от акта его производства», этот акт вызывает

вопрос о личностных характеристиках человека, который его со-

вершает, и прежде всего об отношениях между этими характеристи-

ками и тем, кто приказал совершить акт производства, или тем, для

кого он предназначен. Если мы заставим работать нечто, являющее-

ся общим, то есть интеллект и язык, то безличное техническое раз-

деление функций, с одной стороны, окажется нереализуемым, а с

другой стороны, не имея возможности быть переведенным в пуб-

личную сферу (или, точнее, в политическое сообщество), оно

начнет побуждать к вязкой персонификации процесса подчинения»

[9, с. 80–81].

Каким же образом видится путь объединения раздробленных

сфер деятельности — Труда, Интеллекта и политического Действия?

С точки зрения Вирно, изменение сложившихся социальных отноше-

ний может проявиться только с установлением негосударственной

публичной сферы, политического сообщества, имеющего в своей ос-

нове General Intellect. Негосударственная публичная сфера понимает-

ся как публичная сфера, которая соответствует способу бытия мно-

жеством. Она пользуется некой «коммуникативной публичностью»,

внешней, ясно видимой и разделяемой всеми особенностью Интел-

лекта. Мыслить политически здесь означает способность видеть ве-

щи с множества точек зрения. Но насколько данная «коммуникатив-

ная публичность» может сконструировать новую демократическую

публичной сферу? В чем будет выражаться политическое действие,

базирующееся на General Intellect?

Вирно предлагает два спорных варианта: гражданское неповино-

вение и исход. Возможно, «гражданское неповиновение» представля-

ет собой основную форму политической деятельности множества.

Напомним, что под «множеством» понимается некое «большинство»,

живущее в современных мегаполисах с широким диапазоном стилей

жизни и форм публичного поведения, совокупность различных групп

образованных жителей крупных городов. Разумеется, факт граждан-

ского неповиновения выражается стандартно в пренебрежении ка-

ким-либо конкретным конституциональным нормам. Множество же

имеет намерение «поразить именно изначальное подчинение, подчи-

нение без всякого конкретного содержания, на базе которого может

потом развиться печальная диалектика покорности и «трансгрессии»

[9, с. 83–84]. Но поскольку для большинства граждан существует

определенная общая заинтересованность в сохранении и безопасно-