Background Image
Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

М.А. Максимов

2

границы сферы политической деятельности. Также актуальным оста-

ется вопрос о степени совпадения «политики» в своих основных ха-

рактеристиках с повторяющимся рутинным трудовым процессом.

Отправной пункт рассуждений Ханны Арендт содержится в ее

предположении, что труд, политическая деятельность и интеллекту-

альная рефлексия образуют три четкие сферы радикально неодно-

родных принципов и критериев [3]. Во многом она отталкивалась от

аристотелевской традиции, заложенной «Никомаховой этикой». Ра-

зумеется, не имелось в виду формальное понимание различия в ха-

рактере той или иной деятельности: ведь прекрасно известно, что ре-

альный политический процесс тесно связан с теми или иными про-

блемами производства и не чужд интеллектуальному осознанию

происходящего. Каким же образом следует понимать смысловое со-

держание данной триады?

В рамках концепции Арендт труд представляется как органиче-

ский обмен с природой, производство новых объектов, повторяю-

щийся и предсказуемый процесс. Что касается политического дей-

ствия, то оно вмешивается в систему социальных отношений и

напрямую связано с возможным и непредсказуемым. В связи с этим

оно не загромождает общественную сферу все новыми объектами, а

изменяет сам социальный контекст, то есть установленные взаимоот-

ношения между участниками социальных процессов. От интеллекту-

альной рефлексии политическое действие отличается степенью пуб-

личности и способностью «быть выставленным на обозрение дру-

гих». Тем самым понятие политического действия можно вывести

исходя из его противоположности по отношению к двум другим сфе-

рам: «В то время как процессы изготовления растрачивают свою энер-

гию на изготовление и угасают в своих конечных продуктах, энергия,

расковавшая действие, не угасает в событии: ни одно отдельное дея-

ние недостаточно мощно, чтобы ее исчерпать, и даже после соверше-

ния деяния, словно ничего не сделано, она может еще расти и множить

последствия содеянного» [3, с. 309]. Тем самым политическое дей-

ствие придает импульс развитию системы общественных отношений и

способствует плюрализму форм жизнедеятельности.

По мнению Д. М. Носова [4,

с. 25–31], успех работ Х. Арендт в

значительной степени обусловлен именно поиском глубокого фунда-

мента под происходящими политическими процессами. Прежде все-

го, политическая деятельность имеет своим фундаментом свободу

как глубинное проявление человеческого взаимодействия. Суть по-

литической деятельности, согласно Арендт, выражается в свободе, и

область, где «свобода переживается — это действие». [1, с. 221]. Че-

ловек нуждается в общем публичном пространстве, где он будет

встречаться с другими свободными людьми, другими словами, необ-

ходим политически организованный мир, в котором каждый из сво-