Особенности философии культуры русского неакадемического неокантианства: Ф.А. Степун и С.И. Гессен - page 1

Особенности философии культуры русского неакадемического неокантианства…
1
УДК 130.2
Особенности философии культуры русского
неакадемического неокантианства:
Ф.А. Степун и С.И. Гессен
© А.В. Чернышева
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Проанализированы особенности философии культуры русского неакадемического
неокантианства, наиболее полно представленной в трудах Ф.А. Степуна и
С.И. Гессена. Вслед за немецкими предшественниками русские неокантианцы цен-
тральной проблемой философии культуры считают проблему ценностей, кото-
рую рассматривают различным образом. Выступая за союз «философии со специ-
альным знанием», они в то же время считают необходимым, чтобы «философ-
ская мысль вобрала в себя не только полноту специально-научных мотивов, но
также и мотивы остальных областей культуры — общественности, искусства и
религии».
Ключевые слова:
неокантианство, философия культуры, метафизика, топос, пе-
реживание, ценности культуры, аксиология, творчество.
В структуре современного культурологического знания основопо-
лагающую роль продолжает выполнять философия культуры. Именно
она обеспечивает выбор познавательных ориентиров культурологии,
давая возможность разнообразно трактовать природу культуры. Высту-
пая в качестве общей теории культуры и исследуя последнюю путем
анализа наиболее общих и существенных черт, философия культуры
вычленяет сущность культуры и ее отличие от природы, изучая струк-
туру, функции, роли культуры, а также ведущие тенденции в ее разви-
тии. Именно данное направление философии занимается поиском
смыслов, определяющих характер человеческого бытия.
Основы современной философии культуры закладываются еще во
второй половине XIX в. представителями нескольких школ западноев-
ропейской философии. Одну из них представляли неокантианцы (Г. Ко-
ган, П. Наторп, Э. Кассирер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). И если изуче-
нию и анализу их философско-культурологических воззрений в отече-
ственной исследовательской литературе отведено достаточно места, то
их русским последователям, на наш взгляд, уделено очень мало внима-
ния. В существующих исследованиях, посвященных русскому неокан-
тианству [1–5, 10, 13, 15] практически не затрагивается философско-
культурологическая проблематика. Например, в монографии
Н.А. Дмитриевой «Русское неокантианство: «Марбург» в России» ре-
конструируется феномен русского неокантианства, изучается влияние
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,...11
Powered by FlippingBook