Особенности философии культуры русского неакадемического неокантианства: Ф.А. Степун и С.И. Гессен - page 5

Особенности философии культуры русского неакадемического неокантианства…
5
уровень научной философии, хотя не все положения И. Канта пред-
ставляются ему приемлемыми. Так, в книге «Бывшее и несбывшееся»
Ф.А. Степун пишет: «…живи Кант не в Кёнигсберге, а в Сибири, он,
наверное, понял бы, что пространство вовсе не феноменально, а
насквозь онтологично» [18, с. 264]. Иначе говоря, пространство объ-
ективно существует, а не является формой человеческой чувственно-
сти, как учит И. Кант.
Свои рассуждения о жизни и творчестве Ф.А. Степун начинает с
«гаснущей земли». За основу он берет понятие переживание, имея в
виду не конкретное субъективно-психическое чувство, а некое пере-
живание вообще, двумя полюсами которого выступают жизнь и
творчество. При этом переживание-жизнь является «переживанием
мистическим». Дело в том, что «то понятие, которым знаменуется
жизнь, есть понятие «положительного всеединства» [19, с. 157–160].
Так, Ф.А. Степун пытается совместить «философию жизни» с учени-
ем В.С. Соловьева, а последнего «скрестить» с И. Кантом, отмечая,
что для него положительное всеединство не есть «само абсолютное»,
а только «логический символ этого абсолютного, да и то не абсолют-
ного как оно есть на самом деле и в самом себе, но как оно дано в пе-
реживании». Однако само это «переживание жизни» постулируется
«как переживание религиозное, как религиозное переживание Бога».
Таким образом, «знание жизни» приравнивается к знанию «Бога жи-
вого» [19, с. 179–180].
Творчество рассматривается философом как такое переживание,
которое противостоит переживанию жизни. Если переживание жизни
характеризуется как «положительное всеединство», то в пережива-
нии творчества единства нет. Оно расколото на субъект и объект и
распадается на многообразные формы культурного творчества:
науку, философию, искусство, религию. По отношению к творчеству
Ф.А. Степун применяет, по примеру своих учителей-неокантианцев
В. Виндельбанда и Г. Риккерта, аксиологический, теоретико-цен-
ностный подход, который он своеобразно развивает.
Сами ценности он подразделяет на «ценности состояния» и «цен-
ности предметного положения». «Ценности состояния» — это ценно-
сти, «в которых организуется каждый человек (с ценностью личности
во главе)», и ценности, «в которых организуется человечество (с ос-
новной ценностью судьбы)». «Ценности предметного положения» —
второй слой ценностей творчества. К ним относятся ценности «науч-
но-философские» и «эстетически-гностические». «
Научно-философ-
ские
ценности те, что построяют культурные блага точной науки и
философии». «
Эстетически-гностические
ценности те, которые по-
строяют культурные блага искусства и символически-метафизи-
ческие системы философии» [18, с. 171].
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook