Особенности философии культуры русского неакадемического неокантианства: Ф.А. Степун и С.И. Гессен - page 6

А.В. Чернышева
6
Согласно позиции Ф.А. Степуна, взаимоотношение жизни и
творчества противоречиво. Он утверждает «равномерное признание
обоих полюсов» — «как полюса Жизни, так и полюса творчества».
В то же время он полагает, «что Жизнь есть Бог, а творчество — от-
падение от Него» [19, с. 181–182]. Вместе с тем творчество «никак не
может быть осмысленно и отвергнуто, как греховное и богоборче-
ское самоутверждение человека. Творя, человек покорно свершает
свое подлинно человеческое, то есть указанное ему самим Богом де-
ло» [18, с. 182]. Такое двойственное отношение творчества к Жизни-
Богу и составляет «трагедию творчества», которую философ в статье
«Трагедия творчества (Фридрих Шлегель)» (1910) характеризует как
стремление решить невозможную задачу: «Вместить жизнь как тако-
вую в творчество» [20, с. 194].
Творческое начало личности самого Ф.А. Степуна выразилось
и в его собственных философских и художественных произведениях
(в 1923 г. он опубликовал философский роман «Николай Переслегин», а
его воспоминания «Бывшее и несбывшееся» имеют не только докумен-
тальное, но и художественное значение), и в глубоком интересе к лите-
ратурному и театральному творчеству. Так, в сборнике «Встречи» со-
браны статьи и очерки философа об А.С. Пушкине, Л.Н. Толстом,
Ф.М. Достоевском, В.Ф. Комиссаржевской, М.Н. Ермоловой, И.А. Бу-
нине, Вяч. Иванове, А.А. Блоке, Б. Зайцеве, Б. Пастернаке [17].
С.И. Гессен по своим философским воззрениям — сторонник Ба-
денской школы неокантианства, в котором он, как и его учитель
Г. Риккерт, прежде всего выделяет проблему ценностей. В статье
«Мистика и метафизика» (1910) в русле неокантианства он определя-
ет философию «как науку о ценностях», а эстетику — как «учение об
эстетических ценностях» [6, с. 133, 125]. Однако если в этой работе
он еще разделяет точку зрения Г. Риккерта на «дуализм ценности и
бытия» и саму ценность определяет как «минимум трансцендентного
бытия», то в следующей за ней «Философии наказания» (1912–1913)
ценность понимается уже более конкретно. Применяя понятие цен-
ности к правовым вопросам, С.И. Гессен трактует ценность вполне
«посюсторонне». Полагая, что жизнь и сознание сами по себе безраз-
личны к ценностям, он в то же время считает, что «без этой матери-
альной основы ценности остаются висящими в воздухе значимостя-
ми». В своем труде «Основы педагогики. Введение в прикладную
философию» (1923) философ утверждает, что «мир не исчерпывается
физической и психической действительностью, что кроме физиче-
ского и психического в мире есть еще третье царство, царство ценно-
стей и смысла, в котором наряду с формами знания пребывает в сво-
ей вечной заданности и свобода человека» [7, с. 248–249]. Согласно
его убеждению, культурные ценности, к которым он относит науку,
искусство, нравственность, религию, право, государственность, хо-
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook