Картина мира: философский анализ проблемы - page 6

И.П. Кавинова
6
сансара у древних индусов, метемпсихоз у орфиков, реинкарнация у ла-
тинян, идея «вечного возвращения» в архаическую эпоху у Гераклита и
т. д. Важно отметить, что временной циклизм формировал в древних
цивилизациях взгляд на прошлое как на золотой век человечества, но не
мог породить ни идеи эволюции, ни идеи революции, ни представления
о линейном ходе развития исторических событий, т. е. собственно исто-
рии в привычном для нас понимании.
Следующий этап в формировании целостной картины мира по
предложенной классификации можно назвать зарождением
религиозно-
философской
картины мира,
хронологически обозначившейся начи-
ная с VIII в. до н. э. («осевого времени», по терминологии К. Ясперса) и
пришедшей к относительному завершению в эпоху Нового времени
(XVII в.). Различные варианты религиозно-философского освоения ре-
альности начинают формироваться в «осевое время» известной нам че-
ловеческой истории. Характерными особенностями религиозно-
философских моделей мира являются
антропологизм, креационизм и,
как следствие его принятия, переход от циклизма к «стреле времени»;
присутствуют также космоцентризм с вариациями монотеизма, антич-
ный атомизм и средневековый социальный утопизм.
Рассмотрим подробнее наиболее важные для понимания содержа-
тельной связи между картинами мира особенности религиозно-
философской картины мира.
Антропологизм
здесь приходит на смену собой антропоморфизму.
Человек разных типов цивилизаций начинает в этот период рефлексиро-
вать по поводу себя самого, своего положения в мире, смертности и бес-
смертия (конфуцианство в Китае, буддизм в Индии, философия в Евро-
пе, пророки на Ближнем Востоке).
Преобладающим становится представление о линейном времени,
что является во многом результатом принятия идеи творения мира Бо-
гом. Следствием креационизма является, по всей видимости, появление
идеи нравственного самосовершенствования
в европейской культуре,
то есть своеобразная эволюция — постепенное, поэтапное восхождение
человека к Богу. К XVIII в. эта идея приобретает черты просвещенче-
ского атеизма, в котором Бога заменяет природа (натура), а человека —
живой механизм, вполне «достроенный» до своего совершенства, луч-
ший из всех природных механизмов (остается только «исправить» «поч-
ву» — общество для его нормального существования). Особенно иллю-
стративна в этом плане работа философа-просвещенца XVIII в. Ж. Ла-
метри с характерным названием «Человек-машина» (1747).
Идею поступательного развития вплоть до признания взрывного ха-
рактера социальных перемен, одной из которых является революция,
как и представление об исторической памяти человечества в системе
«прошлое — настоящее — будущее», невозможно реализовать в рамках
древнего циклизма, но они вполне обоснованы в анизотропном времени.
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14,15,...16
Powered by FlippingBook