Картина мира: философский анализ проблемы - page 2

И.П. Кавинова
2
скими интерпретациями; поэтапный исторический анализ. Имеется
также множество противоречивых подходов к толкованию самого поня-
тия «картина мира», что заставляет педагогов пояснять самостоятельно
это понятие так, чтобы оно соответствовало культурно-историческому
контексту современности.
Однако в наши дни вряд ли у кого-либо могут возникнуть сомнения
в том, что концепция целостной интегративной картины мира приобре-
тает особое значение в современных условиях становления информаци-
онно-образовательного общества в рамках общей цивилизационной па-
радигмы (или, как принято сегодня говорить, в условиях образования
«инфоноосферы Земли»). Все чаще картина мира рассматривается не
как индифферентный к судьбе личности объект исследования, а как
комплекс дидактических функций, которые реализуются по мере фор-
мирования конкретных личностных и познавательно-практических ка-
честв субъекта образования в процессе его профессионального взросле-
ния. Некоторые исследователи называют это процессом формирования
«предельного образа мира» у современного образованного человека на
фоне складывания информационной памяти человечества, выступаю-
щей в форме культуры или набора разнообразных культур [1].
Своеобразным содержательным стержнем этого «предельного обра-
за мира» должна выступить
гуманистическая направленность
в рас-
крытии сущности картины мира:
даже при всей неполноте осуществ-
ленности парадигмы преобладания гуманистических ценностей над
всеми остальными необходима ориентация хотя бы в процессе образо-
вания на преобладание гуманистического идеала над чистым «любо-
знайством» в науке и равнодушными к вопросам нравственности до-
стижениями технического комфорта.
Рассмотрим ряд «неопределенностей», неизбежно возникающих
при изложении материала по затронутой теме, которые связаны с реаль-
но существующими трудностями: во-первых, это дефиниция самого по-
нятия «картина мира»; во-вторых, это разночтения в толковании таких
терминов, как «научная классика, неклассика и неонеклассика»;
в-третьих (и это особенно важно), невозможность определить совре-
менную картину мира как сугубо научную.
Основываясь на неоднократно прочитанных лекциях по искомой
проблематике, подробно разъясним все эти «неопределенности», а так-
же, поэтапно раскрывая тему «Формирование научной картины мира»,
подведем повествование к самой дискуссионной его части — эклектич-
ности современной картины мира, которую, строго говоря, нельзя
назвать ни научной, ни мифологической, ни религиозной, но вполне
можно охарактеризовать как совмещающую в себе элементы всех этих,
как ранее казалось, навсегда изжитых характеристик.
Философская теория базируется на использовании предельно широ-
ких по своему объему понятий — категорий. Есть два возможных пути
1 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,...16
Powered by FlippingBook