Картина мира: философский анализ проблемы - page 5

Картина мира: философский анализ проблемы
5
Мифологизм
мышления
подразумевает мифологизм как средство
трансляции знания и как господствующую идейную атмосферу во всех
древних обществах и государствах. Характерной его особенностью яв-
ляется рассмотрение мира как единого «живого» текста:
каждый эле-
мент этого мира имеет смысл («реальный символизм», по Н.А. Бердяе-
ву) и при этом «всё во всём есть часть всего» (Анаксагор), то есть по ча-
сти можно судить о целом (pars pro toto),
всё связано со всем, Земля же
есть смысловой центр — «упование» всех небесных, высших сил (гео-
центризм).
Следует особо отметить, что взгляд на мифологию изменился под
влиянием открытий, сделанных Генрихом Шлиманом (1822–1890), осу-
ществленных им раскопок легендарного Илиона (Трои) (1882), подтвер-
дивших реальный исторический контекст развития событий в эпиче-
ских поэмах Гомера. На миф «после Шлимана» взглянули как на за-
шифрованное свидетельство существования исторического факта.
Культурология XX в., особенно при содействии Ю.М. Лотмана,
а также философа А.Ф. Лосева, дала глубокую проработку понятия
«миф» и тех феноменов, которые за ним стоят. Применительно к
нашей проблеме особенно важно выделить в мифе две его составля-
ющих — вымысел и символ (миф = вымысел + символ),
причем если
вымысел всегда насыщен художественными образами и сродни ис-
кусству, то символ — это зашифрованное «содержание» (знания) о
конкретной реальности.
Антропоморфизм
можно классифицировать как человекообразность
интерпретаций всех окружающих древнего человека реалий — от про-
стейших соотношений (в мире все имеет цель и предназначение, как и
целеполагающее существо — человек) до описания стихий и богов —
их покровителей. Рассуждения ведутся в этом случае преимущественно
по аналогии. Подобный подход еще в IV в. до н. э. критиковал за прими-
тивизм Платон. Однако в XVII в. Ф. Бэкон, назвав антропоморфизм
«идолом рода», предупреждал о невозможности полностью избавиться
от него в процессе познания. Например, современная палеонтология —
это своеобразная форма веры в то, что «любые наши суждения о про-
шлом есть более или менее вероятные предположения, основанные на
интерпретации фактов и событий современности» [3].
Древние цивилизации отличает всепронизывающий органицизм
вплоть до фаллических культов.
Физиологизм,
или
натурализм,
древних цивилизаций, выражаю-
щийся в политеизме —
религии многобожия, преобладает во всех древ-
них культурах, за исключением израильтян. Силы природы — натуры —
обожествляются и очеловечиваются, с чем связано представление об
одушевленности универсума
(гилозоизм).
Циклизм
в мифологической картине мира предполагает рассмотре-
ние времени и всех событий во времени как циклического процесса:
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,...16
Powered by FlippingBook