Картина мира в эпоху постмодерна - page 6

Л.В. Мокшанцев
6
это ведет к усилению нигилизма и цинизма. Если И. Кант в свое вре-
мя создал «Критику чистого разума», то его соотечественник П. Сло-
тердайк в связи с двухсотлетним юбилеем труда Канта издает «Кри-
тику цинического разума» (1983), считая, что нынешний цинизм вы-
зван разочарованием в идеалах Просвещения. Цинизм постмодерна
проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и цен-
ностей. Этика в постмодернистском обществе уступает место эстети-
ке, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит
культ чувственных и физических наслаждений [6].
Каждый исследователь, пишущий об эпохе постмодерна, непре-
менно указывает на разнообразие стилей, течений, направлений, ха-
рактерных для этого периода. Калейдоскопичность мышления и мно-
говариантность подходов к жизни обуславливают желание человека
испробовать все, что способен дать ему современный мир, будь то
экзотическая кухня, нестандартное течение в науке или религии, иная
культура или сексуальная практика.
Картина мира постмодерна подразумевает, что человек теперь
становится актером, теряя индивидуальные черты личности, будто
прячась за неким образом или маской. Реальность настолько мозаич-
на и раздроблена, что приходится подчиняться ее законам и играть:
в чувства, общественную деятельность, семью, отношения. Слова
У. Шекспира о том, что вся жизнь является театром, а люди — акте-
рами, приобретают особенный смысл и актуальность.
В игровом контексте постмодернизма кардинальным образом из-
менилось отношение к нравственным абсолютам, что отражает об-
щее состояние нравов в современном мире. В постиндустриальном
обществе люди в большинстве своем атомизированы, эгоистичны,
инфантильны, лишены чувства ответственности и живут сегодняш-
ним днем. Каждый стремится к максимальному получению личного
комфорта и удовольствия. Люди прислушиваются прежде всего к
своим желаниям; общие моральные нормы ослабевают, нравствен-
ность становится релятивной, ситуационной. В гуманистическую
эпоху Истина, Добро и Красота были абсолютными идеалами, к ко-
торым надлежало стремиться, в новую эпоху эти высокие понятия
стали разве что мишенями для насмешек. Причину этого нужно ис-
кать в радикальном изменении картины универсума. В сохраняю-
щемся «черно-белом» (поляризованном) мышлении произошел рез-
кий перевес в «черную» сторону, стало почти аксиомой утверждение
о преобладании злого начала в мире и человеческой природе. Пост-
модернизм довел апологию зла до крайней точки, сделав его, по сути,
тотальным [7].
Нет и не может быть ни элитарной, ни массовой культуры как та-
ковых. Постмодернизм интерпретирует пространственные среды как
лишенные не только центра, но и любых приоритетных осей и точек.
«Власть» у Фуко «находится везде» и «исходит отовсюду». Ацент-
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook