Картина мира в эпоху постмодерна - page 5

Картина мира в эпоху постмодерна
5
В любом случае неоспоримо, что постмодернизм имеет черты,
принципиально отличающие его от всех предыдущих мировоззрен-
ческих парадигм. Авангардизм и модернизм были разрушительны по
отношению к классическому реализму, но их деструктивный пафос
все же был в определенной степени направлен на созидание новой
картины мироздания. Модернизм изобретал новые формы и средства
для проникновения вглубь реальности, деформируя и расчленяя ее с
целью познания, формирования более адекватной картины жизни,
собственно говоря, создавая хаос в поисках нового порядка, нового
космоса, т. е., как и все предшествовавшие ему эстетические систе-
мы, претендовал на собственный образ реальности. Постмодер-
низм — это единственное течение, окончательно перечеркивающее
гуманистическую модель и ставящее перед собой задачу представить
мир как абсолютный хаос, который и является для него объективной
реальностью [5]. И собственный стиль постмодернизм позициониру-
ет как выражение хаоса, в котором не существует никакой формы и
никаких границ, никакой направленности и никакого определенного
пространственного, временного или исторического измерения. Он
содержит в себе огромное многообразие традиций и стилей, но все
это — осколки разбитых целостностей.
Такое положение во многом объясняется тем, что постмодернист-
ское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра.
В античности таковым выступала мифология, в Средние века считалась
религия, в эпоху модерна стала сначала философия, а затем наука.
Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил
ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире.
Можно сказать, что интеллектуалы наилучшим образом воплощают
состояние постмодерна, поскольку их положение в обществе измени-
лось наиболее радикально. В эпоху модерна интеллектуалы занимали
ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Пост-
модерн лишил их прежних привилегий. Один западный автор по этому
поводу замечает: раньше интеллектуалы вдохновляли и вели народ на
взятие Бастилии, теперь они делают карьеру на его управлении. Интел-
лектуалы уже не претендуют на роль властителей дум, довольствуясь
исполнением более скромных функций. Новый человек отказывается от
самоограничения и тем более аскетизма, столь почитаемых когда-то
протестантской этикой. Он склонен жить одним днем, не слишком за-
думываясь о дне завтрашнем и тем более о далеком будущем.
Постмодернистское общество теряет интерес к целям не только
великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть
важной ценностью. Как отмечает французский философ Поль Рикёр,
в наши дни наблюдается гипертрофия средств и атрофия целей. При-
чиной тому служит, опять же, разочарование в идеалах и ценностях,
исчезновение будущего, которое оказалось как бы украденным. Все
1,2,3,4 6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook