Картина мира в эпоху постмодерна - page 3

Картина мира в эпоху постмодерна
3
ловека, до современных футуристических проектов четырехмерных
городов будущего);
3) в музыке — Вагнер (как «конец музыки»), джаз (как свободное
творчество, импровизация, начало цитирования в музыке), цепочка
«блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок, панк» (как анархия, высшее
выражение свободы в музыке), поп-музыка и массовая культура;
4) в философии — Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер — по сути,
явления одного порядка, отражающие общий кризис гуманистической
философии Нового времени.
В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу по-
требления и средств массовой коммуникации и информации. В нем
нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень по-
требления, главным образом материального, выступает основным кри-
терием деления на социальные слои. Это общество всеобщего ком-
промисса. К нему все труднее применять понятие «народ», поскольку
последний все больше превращается в аморфную массу «потребите-
лей» и «клиентов». В еще большей степени это касается интеллиген-
ции, которая уступила место интеллектуалам, представляющим собой
просто лиц умственного труда. Число таких лиц возросло многократ-
но, однако их социально-политическая и духовная роль в жизни обще-
ства стала почти незаметной. Главным стимулом для человека стано-
вится профессиональный и финансовый успех. Причем этот успех
должен прийти не в конце жизни, а как можно раньше. Ради этого но-
вый человек готов поступиться любыми принципами [3].
В культурной сфере господствующее положение занимает массо-
вая культура, а в ней главную роль играют мода и реклама. Мода
стала определяющим ядром не только культуры, но и всей постмо-
дернистской жизни. Она действительно в значительной мере выпол-
няет ту роль, которую раньше играли мифология, религия, филосо-
фия и наука. Мода все освящает, обосновывает и узаконивает. Все,
что не прошло через моду, не признано ею, не имеет права на суще-
ствование, не может стать элементом культуры. Даже научные тео-
рии, чтобы привлечь к себе внимание и получить признание, сначала
должны стать модными. Их ценность зависит не столько от внутрен-
них достоинств, сколько от внешней эффектности и привлекательно-
сти. Однако мода, как известно, капризна, мимолетна и непредсказу-
ема. Эта ее особенность оставляет печать на типе мышления, что де-
лает жизнь все более неустойчивой, неуловимой.
Важную черту этого общества составляет театрализация. Она
также охватывает многие области жизни. Практически все сколько-
нибудь существенные события принимают форму яркого и эффект-
ного спектакля или шоу. Театрализация пронизывает политическую
жизнь. Политика при этом перестает быть местом активной и серьез-
ной деятельности человека-гражданина, но все больше превращается
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook