Картина мира в эпоху постмодерна - page 4

Л.В. Мокшанцев
4
в шумное зрелище, становится местом эмоциональной разрядки. По-
литические баталии постмодерна не ведут к революции, поскольку
для этого у них нет должной глубины, необходимой остроты проти-
воречий, достаточной энергии и страстности. В политике постмодер-
на уже не встает вопрос о жизни или смерти. Она все больше напол-
няется игровым началом, спортивным азартом, хотя ее роль в жизни
общества не уменьшается и даже возрастает.
Философия постмодернизма противопоставляет себя прежде все-
го Новому времени (Гегелю), видя в нем высшую точку рационализ-
ма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антиге-
гельянство. Гегелевская философия покоится на таких категориях,
как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум
и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой кри-
тике, выступая с позиций релятивизма. В целом мироощущение но-
вого человека можно определить как неофатализм. Его особенность
состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хо-
зяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем
обязан самому себе [4].
Непосредственными предшественниками постмодернистской
картины мира являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них
отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему
мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и
сентенций. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей
и отказа от фундаментальных понятий классической философии,
сделав это с позиций крайнего нигилизма, с утратой веры в разум,
человека и гуманизм. В частности, он выразил сомнение в наличии
некоего «последнего основания», именуемого обычно бытием, до-
бравшись до которого, мысль будто бы приобретает прочную опору и
достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, а есть только
его интерпретации и толкования. Он также отверг существование ис-
тин, назвав их «неопровержимыми заблуждениями». Ницше пред-
восхитил образ постмодернистской философии, назвав ее «утренней»
или «дополуденной». Она виделась ему как философствование или
духовное состояние человека, выздоравливающего после тяжелой
болезни и испытывающего умиротворение и наслаждение от факта
самой жизни.
Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внима-
ние на критике разума. Разум, по его мнению, став инструменталь-
ным и прагматическим, выродился в рассудок, «исчисляющее мыш-
ление», высшей формой и воплощением которого является техника.
Она не оставляет места для гуманизма. На горизонте гуманизма, как
полагает Хайдеггер, неизменно появляется варварство, в котором
«множатся вызванные техникой пустыни».
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook