Previous Page  4 / 22 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 22 Next Page
Page Background

К.В. Федоров

4

Гуманитарный вестник

# 1·2018

торики даже пытаются доказать, что официально декларируемый совет-

ской дипломатией курс на коллективную безопасность и отпор фашист-

ской агрессии был всего лишь «тактическим приемом» [18, с. 141].

С.З. Случ считает, что после Мюнхена приоритетной внешнеполитиче-

ской задачей Сталина стало достижение соглашения с нацистской Гер-

манией [19, с. 254]. С точки зрения приверженцев «критического

направления», к началу весны 1939 г. Сталин уже сделал выбор в

пользу активного сближения с Германией [20, с. 194].

Но в целом для новейшей российской историографии характерно

стремление к большей сдержанности в оценках. Так, М.М. Нарин-

ский считает, что «при всей нечеткости формулировок» английской

декларации о гарантиях безопасности Польше это был «важный по-

ворот в британской политике». Вместе с тем он подчеркивает, что,

предпринимая эти шаги, правительство Великобритании исходило из

собственных интересов [21, с. 32]. Е.О. Обичкина проводит различие

между политикой Англии и Франции накануне Второй мировой вой-

ны. Она пишет, что в то время как Лондон не отказывался от полити-

ки умиротворения вплоть до августа 1939 г., Франция после

15 марта осознала, что умиротворить Германию посредством заклю-

чения новых политических соглашений типа мюнхенского вряд ли

удастся и перешла от «умиротворения» к «сдерживанию». По мне-

нию Е.О. Обичкиной, хотя Франция была самым серьезным образом

заинтересована в действенном договоре с СССР и французская пози-

ция по существу отличалась от британской, в Москве этого по-

прежнему не замечали или не хотели замечать [22, с. 107].

Интересную трактовку событий 1939 г. предложил М.И. Мельтю-

хов. Он считает, что изменение международной обстановки после нача-

ла предвоенного политического кризиса в Европе расширило поле для

внешнеполитического маневрирования Советского Союза. Советское

руководство рассматривало две возможности: присоединение к англо-

французскому блоку и сохранение нейтралитета. Оба варианта откры-

вали перспективу усиления влияния СССР в Европе. Союз с Лондо-

ном и Парижем превращал Москву в равноправного партнера вели-

ких держав. Нейтралитет в условиях ослабления воюющих сторон

позволял Советскому Союзу играть роль арбитра, от которого зави-

сел исход войны. Советское правительство попыталось заключить

союз с Англией и Францией. Но англо-франко-советские переговоры

показали, что западные страны не готовы к равноправному партнер-

ству с Москвой [23, с. 139].

Таким образом, в центре историографической дискуссии о событи-

ях 1939 г. по существу находится вопрос об исторической ответствен-

ности за развязывание Второй мировой войны. В данной статье раскры-

ты цели и сущность политики гарантий западных держав весной 1939 г.

и проанализирована реакция на нее советской дипломатии.