Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому языку и культуре речи студентов с ограничениями по слуху - page 9

Традиционные и новые педагогические технологии в обучении русскому…
9
Акты слушания и говорения, как известно, реализуются в
устной
речи, а акты чтения и письма — в
письменной
.
Психологическая типология видов речи включает в себя также
понятия
внутренней речи
и
внешней речи
.
Внутренняя речь
разделяется на два вида:
● речь, сохраняющая структуру внешней речи, но лишённая фо-
нации (или с ограниченной фонацией — «шёпотная» речь);
● собственно внутренняя речь, выступающая как средство мыш-
ления, имеющая специфическую структуру, а также специфические
смысловые единицы: код образов и схем, предметный код, предмет-
ные знания и пр.
Внешняя речь
подразделяется на устную и письменную, диало-
гическую и монологическую [3].
Каким же образом метод создания интеллект-карт, о котором го-
ворилось выше, может способствовать развитию как внутренней, так
и внешней речи учащихся? В работе «Супермышление» [2] один из
авторов отмечает, что важнейшими факторами, обеспечивающими
быстрое восстановление информации в памяти человека, являются
ассоциация и выразительность мысленного образа. И это утвержде-
ние, безусловно, верно, ведь и в психологии, и в педагогике давно из-
вестно, что большое количество разнообразных ассоциаций, прису-
щих усваиваемому языковому или речевому факту, во много раз уве-
личивает вероятность его запоминания и актуализации [1].
То же самое можно сказать и о мысленном образе, формирую-
щемся на основе зрительного и слухового восприятия: чем он ярче,
тем прочнее запечатлевается в памяти.
На основе вышесказанного можно сделать выводы:
● теоретический материал, проанализированный и зафиксиро-
ванный с помощью ключевых слов, разнообразных графических об-
разов, а также схем, цифр и т. п., затем неоднократно повторенный,
надолго останется в памяти учащихся;
● прочная, хорошо развитая память, в свою очередь, будет спо-
собствовать совершенствованию сначала внутренней, а затем и
внешней (устной и письменной) речи учащихся.
Следовательно, во время практических занятий интеллект-карты
могут применяться в качестве инструмента для переработки инфор-
мации или в качестве наглядных пособий и т. п.
Что же касается традиционных методов развития речи студентов
с нарушениями слуха, то первое, о чём необходимо упомянуть, это
восприятие ими речи преподавателя в качестве образцовой. Так, по
мнению Э.И. Леонгард, речь педагогов должна быть естественной по
1,2,3,4,5,6,7,8 10,11,12,13,14,15,16
Powered by FlippingBook