Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

Мобильное обучение в информационно-образовательной среде вуза

Гуманитарный вестник

# 12·2017 3

логий, так как уменьшает расходы вузов на оснащение аудиторий

компьютерной техникой, содержание штата специалистов по ее об-

служиванию, приобретение программного обеспечения;

переход на трехуровневую ступень высшего образования по-

вышает его продолжительность, а значит, увеличивается число сту-

дентов, совмещающих учебу с работой, что приводит к вынужденно-

му сокращению обучающимися времени на аудиторную общетеоре-

тическую подготовку. В этих условиях мобильное обучение

становится надежным информационным средством поддержки учеб-

ного процесса и управляемого интерактивного самообучения, так как

студенты без ограничений во времени и пространстве получают воз-

можность доступа к учебным текстам, контрольным заданиям, адми-

нистративным распоряжениям и т. п.;

высокие темпы научно-технического прогресса (достаточно

сказать, что первый портативный компьютер появился в 1972 г., пер-

вый стационарный ПК — в 1981 г., беспроводная сеть Интернета треть-

его поколения (3G) — в 2002 г., iPhone — в 2007 г., Google Android —

в 2008 г.) и ускорение ритма жизни ведут к появлению новых по-

требностей людей. Одна из них — желание иметь быстрый доступ к

информации и получению знаний, а также быстрый обмен ими. Эту

возможность — активно использовать различные информационные и

коммуникационные технологии для реализации учебных материалов —

предоставляет мобильное обучение.

Задача, стоящая перед преподавателями вузов, — превратить мо-

бильные устройства в активно используемый инструмент образова-

тельного процесса. Основаниями этого являются: наличие в учебном

заведении информационно-обучающей среды и инновационных об-

разовательных ресурсов, беспроводной доступ в Интернет, ИКТ-

компетенции, которыми владеют преподаватели, восприятие студента-

ми цифрового взаимодействия с преподавателем как закономерного

этапа образовательного процесса, а также способность обучающихся

гибко и адекватно реагировать на изменения в устоявшейся практике

организации образовательного процесса и легко адаптироваться к

использованию новых подходов и технологий [2].

Для выяснения информационно-коммуникативной компетенции

первокурсников и их отношения к применению мобильных устройств

в учебном процессе на факультете «Инженерный бизнес и менедж-

мент» (ИБМ) МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2016/2017 учебном году бы-

ло проведено анкетирование 320 студентов. Если в 2016 г., по дан-

ным Всероссийского Омнибуса GfK, 46,6 % российской интернет-

аудитории пользовались смартфонами и планшетами [3], то среди

молодежной аудитории МГТУ им. Н.Э. Баумана этот показатель со-

ставил 98,6 %. Помимо смартфонов и планшетов, 63,3 % студентов

имеют ноутбуки, 8,8 % — умные часы, 5,4 % — электронные книги.