Previous Page  3 / 14 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 14 Next Page
Page Background

Проблемы унификации и универсализации учебных планов…

Гуманитарный вестник

# 11·2017 3

вания (ФГОС ВО), введение в содержание ФГОС ВО требований мо-

ниторинга, приближение уровневой подготовки к инженерной, а также

возвращение к фундаментальной математической подготовке ИТ-

кадров и контактной работе с преподавателем в аудитории [5–7]. Это

означает ужесточение требований к квалификации профессорско-

преподавательского состава профильных вузов, прежде всего в части

научно-методической деятельности.

ФГОС ВО последнего поколения предоставляют вузам больше

самостоятельности, допуская подготовку специалистов широкого

спектра видов деятельности, которые могут варьироваться при со-

ставлении конкретных образовательных программ (ОП). Это опреде-

ляет возможность разных коллективов преподавателей в разных ву-

зах по-своему понимать содержание государственных стандартов.

Отсюда отличия в подходах к формированию основных образова-

тельных программ (ООП) и, как следствие, учебных планов по одним

и тем же направлениям подготовки. Составление учебных планов

осуществляется, исходя из возможностей вуза, а не требований со-

временной экономики, под влиянием субъективных предпочтений

руководства.

Недостаточное финансирование вузов заставляет администрацию

экономить, в частности на оплате труда преподавателей, путем уни-

фикации и универсализации учебных планов, что означает проведе-

ние занятий для студентов разных направлений подготовки по оди-

наковым учебным планам и, как следствие, обучение одинаковым

дисциплинам, часто по одним и тем же или схожим методикам.

По данным работы [8], российские исследователи внесли серьезный

вклад и достигли значительных успехов для изменения ситуации при

разработке моделей, методов управления современными образователь-

ными организациями (комплексами), при модернизации их структуры,

создании систем управления качеством и моделей для оценки качества

образования. Анализ последних исследований выявил большое число

работ, связанных с мониторингом компетенций выпускников в соответ-

ствии с требованиями ФГОС ВО и оценкой качества образовательного

процесса, а также работ, касающихся совершенствования математиче-

ских основ подготовки ИТ-кадров [9–11].

Из работ, имеющих прямое отношение к настоящему исследова-

нию, можно отметить [11], где сформулирована задача и предложен

алгоритм составления учебного плана, с помощью которого обеспечи-

ваются выполнение ФГОС ВО и требований вуза, логическая последо-

вательность учебных дисциплин, и оптимально распределяется учеб-

ная нагрузка обучаемых. Однако, по мнению авторов статьи, модель в

большей степени ориентирована на формальный расчет времени ауди-

торной и самостоятельной работы студента, чем на создание научно-

методических основ разработки ООП.