Previous Page  3 / 6 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 6 Next Page
Page Background

Лингвометодические основы преподавания русского и английского языков…

Гуманитарный вестник

# 8·2017 3

Можно выделить два положения методического характера, кото-

рые определяют способы обучения английскому языку лиц с нару-

шением слуха:

1) обучение студентов с нарушением слуха опирается на приемы,

которые используются при обучении глухих родной речи;

2) изучая иностранный язык (в данном случае английский), сту-

дент уже обладает опытом и навыками, приобретенными при обуче-

нии родному языку.

Между этими двумя процессами имеется сходство: в обоих случаях

они протекают в условиях целенаправленного, специально организо-

ванного обучения языку. Это сходство указывает на преемственность от

предшествующего обучения родному и иностранным языкам и, как

следствие, на использование общих методов и приемов.

«Нужно думать и пробовать, продолжать, побеждать глухоту —

собственную или другого человека» [5]. Руководствуясь этим прин-

ципом, преподаватели разрабатывают типологию специализирован-

ных компенсаторных упражнений.

При обучении английскому языку главной задачей становится

обеспечение условий, при которых уже имеющиеся навыки и умения

могут использоваться наиболее эффективно.

Одним из факторов эффективного обучения является компетент-

ность преподавателя при применении различных способов общения:

наглядности, компьютерных технологий, интерактивной доски, роле-

вых заданий с использованием мимики и пантомимы, знание техниче-

ских средств улучшения слуха.

Родной язык усваивается при специально организованном обуче-

нии. Поэтому предложенное англоязычное задание студент выполня-

ет тем же способом, т. е. использует те же навыки и умения, что и

при овладении русским языком. При этом особенно важно применять

вспомогательный опорный материал в виде схем, таблиц, языковых

конструкций.

В учебном процессе широко применяется разного рода иллю-

стративный материал [8]. В частности, все грамматические явления

представлены графически, а особенности выделяются с помощью

различной цветовой гаммы.

Письмо становится ведущим фактором овладения речью (и рус-

ской, и английской). Письменный образ слова играет важную роль

в обучении. Значительная часть работы подкрепляется письменной

речью. Это не только определенные слова, но и словосочетания, фра-

зы и фразеологизмы, предложения с прямым порядком слов.

Знание слов и грамматических конструкций само по себе не

обеспечивает формирования умений письменного высказывания. Для

этого необходимы навыки владения материалом, которые помогают

передать информацию.