Previous Page  11 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 17 Next Page
Page Background

Наука о пространственной локализации ментальных явлений

Гуманитарный вестник

# 7·2017 11

лиотеки остались. Книги из этих библиотек могут быть дешифрова-

ны, например, пришельцами из космоса. Это, по мнению К. Поппера,

свидетельствует об объективном нахождении в книгах знания. При-

шельцы действительно могут дешифровать земной текст, но только

в том случае, если он будет содержать какие-то понятные им знаки и

изображения (графики, иллюстрации, чертежи, схемы, диаграммы),

т. е. если пришельцы уже будут обладать значениями некоторых эле-

ментов текста. Другим элементам текста значения будут приписаны.

Говоря о взглядах К. Поппера на процесс функционирования зна-

ния, интересно отметить, что его положение о нахождении в знаках

значений противоречит его же положению о внепространственности и

вневременности третьего мира. Логично было бы считать, что, если

значения (как знание, выраженное в актах коммуникации) находятся

в знаках, то знание (как совокупность значений) локализовано в про-

странстве, а именно — в том пространстве, которое занимают данные

знаки. Этот вывод был бы, конечно, неверным (так как значения лока-

лизованы в мозге субъекта), но он показывает противоречие во взгля-

дах К. Поппера: сначала автор пишет, что знание находится в знаках,

затем — что нигде не находится, существует вне пространства и вре-

мени. Значения действительно локализованы в пространстве, но не

в пространстве текста — системы знаков, — а в пространстве мозга,

именно в соответствующих нейродинамических системах. И совре-

менная психофизиология как раз начала решать эту проблему.

По справедливому замечанию А.М. Анисова, «тексты сами по се-

бе — мертвые груды клякс на бумаге. Даже если в результате ее

функционирования удалось получить за приемлемый промежуток

времени нечто достойное внимания, то это означает лишь, что

нашлась комбинация синтаксических значков, которой можно при-

писать смысл, т. е. его там не было, он был сопоставлен значкам в тот

момент, когда текст был прочитан… Изначально текст как физиче-

ский объект лишен семантических характеристик» [18, c. 110]. Авто-

ры статьи согласны с А.М. Анисовым в том, что само знание не со-

держится в текстах и других культурных продуктах, как таковых.

«Оно целиком принадлежит ментальному миру…» [18, c.111]. Но

нельзя признать правильной его аналогию, согласно которой, «отно-

шение знаний к текстам примерно такое же, как отношение мозга к

мышлению… Разделяемая многими мысль о том, что в физических

значках воплощены ментальные объекты, сродни не менее широко

распространенной мысли, что в нейронах, синапсах и прочих струк-

турах мозга скрыта тайна мышления. Эти точки зрения ошибочны»

[18, c. 111].

В буквенных значках, так же, как и в других трансляционных ко-

дах, созданных людьми, действительно не содержится значений и ка-

ких-либо идеальных образований. Но совершенно по-другому обсто-