1 / 17 Next Page
Information
Show Menu
1 / 17 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 7·2017 1

УДК 1/11/114 DOI 10.18698/2306-8477-2017-7-455

Наука о пространственной локализации

ментальных явлений

© Н.Н. Губанов

1

, Н.И. Губанов

2

, И.В. Денисова

2

1

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

2

Тюменский государственный медицинский университет,

Тюмень, 625023, Россия

Дана критика концепции персонализма, согласно которой, непосредственным

носителем ментальных (психических) явлений служит система перцептивно-

предметной деятельности и общественных отношений. Показано, что таким

носителем являются нейродинамические системы головного мозга, а перцептивно-

предметная деятельность является одним из условий адекватности чувственного

познания. Выявлена необоснованность распространенной в англо-американской

философии концепции расширенной психики, сторонники которой признают нали-

чие ментальных явлений в знаковых системах, которые сейчас используются

людьми. Обосновано, что трансляционные коды как системы внешних знаков не

содержат в себе ментальных компонентов и не переносят их, а вызывают по-

следние у субъектов, обладающих значениями знаков.

Ключевые слова:

персонализм, эффекторная концепция психического образа, це-

ребрализм, концепция расширенной психики, трансляционные коды, нейродинами-

ческие системы

Критика персонализма.

Проблема пространственной локализа-

ции явлений психики имеет длительную историю. В древности она

представляла собой вопрос о том, где находится душа. Демокрит

и Эпикур полагали, что душа в виде особых круглых, подвижных ато-

мов распределена по телу человека, а ее разумная часть находится в

грудной клетке. Приблизительно в 500 г. до н. э. Алкмеон в результате

открытия глазных нервов сделал вывод о том, что головной мозг —

орган мыслительной деятельности и, следовательно, душа человека

находится в его головном мозге, а с помощью глаз и глазных нервов

человек созерцает мир [1, c. 171]. В дальнейшем многие философы-

материалисты, нейрофизиологи, психологи, психиатры развивали по-

ложение о центральной мозговой локализации психических (менталь-

ных) явлений.

Однако в последнее время на Западе некоторые философы оспари-

вают это положение. Так, Дж. МакДауэлл [2], М. Беннет и П. Хэкер [3]

пишут, что ментальные характеристики нельзя приписывать мозгу.

Концепцию, согласно которой ментальная жизнь личности складыва-

ется из состояний, событий и процессов в ее мозге, т. е. мозг служит

непосредственным носителем ментальных явлений, философы назва-

ли

церебрализмом,

а концепцию, созданную ими, —

персонализмом.