Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, И.В. Денисова

10

Гуманитарный вестник

# 7·2017

Изложенное позволяет предложить следующую схему односто-

роннего коммуникативного акта: идеальный (ментальный, психиче-

ский) образ (или образы) у передающего информацию — кодовое

преобразование (выражение образов) — система материальных зна-

ков в канале связи (код-модель или код-немодель) — кодовое преоб-

разование (актуализация значений и установление новых связей

между ними) — идеальный образ (или образы) у воспринимающего

информацию. Реципиентом знаков может быть и сам автор информа-

ции, если он, например, читает ранее написанный им текст, как это

происходит в описанном выше случае с Отто. Как видим, идеальные

образы, составляющие индивидуальное и общественное сознание,

присущи только начальному и конечному звеньям системы коммуни-

кации, вне субъектов их нет. Таким образом, все ментальные явления

локализованы только в головах людей — творцов и восприемников

духовных ценностей.

Механизм воздействия знаков на адресата при восприятии им

информации заключается в том, что знаки

актуализируют

,

пробуж-

дают у него уже имеющиеся значения, т. е. идеальные образы тех

объектов, которые обозначены данными знаками. При передаче ин-

формации от субъекта вовне его идеальные образы

выражают

с по-

мощью соответствующих знаков, но сами по себе эти образы в знаки

не входят. Актуализация значений (образов) знаками и обратное их

выражение вовне в виде знаков осуществляется благодаря наличию

временной связи между отражением знака в

мозге

адресата и отраже-

нием в

мозге

обозначенного предмета. Нервное возбуждение, вызван-

ное воздействием знака, приводит к активации нейродинамической

системы, являющейся кодом значения, т. е. образа обозначенного

предмета.

Психологически актуализация значения и отнесение знака к пред-

мету обозначения происходит в виде ассоциации, протекающей бессо-

знательно: восприятие знака переживается как образ самого обозна-

ченного предмета. Бессознательный характер актуализации значения

служит, по мнению авторов статьи, психологической причиной до-

вольно распространенного убеждения, будто коммуникативный знак

в самом себе содержит значение. Так, согласно А.М. Минасяну, «знак

является единством идеального содержания и материального средства

его выражения» [16, c. 47]. А.М. Манасян сделал вывод о том, что ма-

териальные предметы культуры сами по себе, без человека, обладают

идеальной сущностью.

Аналогичной точки зрения придерживался К. Поппер, полагав-

ший, что знаки на бумаге содержат объективное знание, образующее

особый автономный третий мир [17, c. 450, 451]. Чтобы помочь луч-

ше уяснить это положение, К. Поппер предлагал следующий мыс-

ленный эксперимент: представим, что человеческий род исчез, а биб-