Previous Page  8 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 11 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

8

Гуманитарный вестник

# 4·2017

ступают одаренные дети — ученики и значимые взрослые — педаго-

ги как основные субъекты образовательного процесса.

Основное направление деятельности психолога — это работа с пе-

дагогами одаренных детей и самими одаренными детьми. Если обоб-

щить все функции, которые выполняет психолог по содержанию его

работы, то получится следующий перечень: образовательно-

мировоззренческая (расширение знаний), воспитательно-мобили-

зующая (гуманизация субъектов образовательного процесса), жизненно-

практическая (формирование установки на использование рекоменда-

ций психологов в жизни), профессионально-прикладная (обеспечение

профессионального роста) и развивающая (целенаправленное общее

развитие).

Рассмотрим, например, воспитательно-мобилизующую функцию,

которая связана с развитием у детей и взрослых культурной, гумани-

тарной позиции и соответствующего способа мышления и мировоз-

зрения. Основными характеристиками этой позиции являются субъек-

тивное, авторское отношение, выражающееся в отсутствии претензий

на абсолютную истинность; ценностное отношение, предполагающее не

отстраненное созерцание, а живое, активное участие в любой ситуации;

способность к использованию всего многообразия средств общения,

существующих в культуре.

Из изложенного следует, что важнейшей составляющей деятельно-

сти психолога является создание практической психологии педагога

одаренного ребенка, в рамках которой окажется возможным совмест-

ными с психологом усилиями проектировать РКС для каждого ребенка.

Как любой творческий процесс, работа с одаренными детьми с

позиции создания для них РКС предполагает дальнейшие поиски и

открытия. Неизменным остается лишь базовый принцип работы —

нести ответственность за будущее детей. Исходя из собственного

опыта автор надеется, что работа в данном направлении создает но-

вые возможности как в изучении феномена одаренности, так и в раз-

работке новых программ развития одаренных детей [15].

ЛИТЕРАТУРА

[1]

Ивлева М.Л.

Философские основания психологической концепции одарен-

ности

. Москва, МГТУ «МАМИ», 2011, 256 с.

[2]

Rowlands P.

Gifted children & their problems

. London, J.M. Dent, 1974.

[3]

Хеллер К.А., Перлет К.,

Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одарен-

ности.

Вопросы психологии

, 1991, № 2, с. 120–127.

[4]

Эльконин Д.Б.

Детская психология

. Москва, Академия, 2007, 194 с.

[5]

Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. В кн.:

Собрание

сочинений

. В 6 т. Москва, 1982, т. 1, 488 с.

[6]

Леонтьев А.Н.

Деятельность. Сознание. Личность

. Москва, Смысл,

Academia, 2004, 345 с.