Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

М.Л. Ивлева

4

Гуманитарный вестник

# 4·2017

граммы для одаренных детей с позиции поиска их конструктивных

возможностей в плане развития. При этом нельзя забывать, что дан-

ные программы не должны строиться на абсолютизации социального

начала в одаренном ребенке либо основываться на отдельно взятом

аспекте развития. Необходим учет всех особенностей целостной био-

социальной природы человека и их влияния друг на друга. С этой це-

лью программы для одаренных детей должны также основываться на

достижениях естественных наук в решении вопроса о соотношении

биологического и социального в природе человека, результатах инте-

гративных биолого-гуманитарных исследований. Это и знания зако-

нов возрастной психофизиологии и природы индивидуальности, и

учет половых особенностей протекания высших психических функ-

ций. Внедрение такого подхода в практику обучения и воспитания

одаренных детей поможет преодолеть тенденцию к усреднению

взглядов на личность одаренного ребенка, создаст условия для адек-

ватного развертывания заложенных в одаренном ребенке программ

мозгового развития и формирования среды, подходящей для реализа-

ции его индивидуальных возможностей.

Методика обучения, в свою очередь, должна строиться не на ти-

повых способах, а на специфических методах и средствах обучения и

воспитания, идущих от запросов и реальных возможностей одарен-

ного ребенка, но не от представления взрослых о том, что необходи-

мо детям. В процессе определения количественного состава группы

обучаемых, пространственной организации среды, формирования

эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер и т. д. следует

принимать во внимание природу индивидуальности, ее биогенетиче-

ские основы с тем, чтобы сформировать надежный фундамент для

разработки практических рекомендаций создателям программ для

одаренных детей по своевременному выявлению проблем преодоле-

ния и предотвращения нежелательного развития.

Возможны различные стратегии выстраивания отношений со

средой. Наиболее распространены адаптация к среде и организация

среды, ее воспроизведение. В первой стратегии предусматривается, что

бремя приспособления полностью ложится на одаренного ребенка, оно

не разделяется его микросредой. В основе второй стратегии — актив-

ность одаренного ребенка, направленная на создание, построение си-

стемы новых отношений, соответствующих сфер его жизнедеятель-

ности и выявление условий, путей, возможностей дальнейшего раз-

вития, т. е. усиление активной роли одаренного ребенка за счет

вхождения в число воздействующих на общую ситуацию развития

новых групп людей. Расширяется разнообразие самодеятельного

проявления одаренного ребенка на разных уровнях, в разных формах

и видах представленного.