Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

Герменевтическое измерение Гадамера в парадигмальной модели науки Куна

Гуманитарный вестник

# 5·2017 9

В философии Гадамера в связи с этим предложен другой подход

к истине, способный сохранить и усовершенствовать корреспондент-

скую концепцию. Поэтому рассмотрение парадигм Куна в рамках

философии предпонимания Гадамера позволяет по-другому взгля-

нуть на кризис в области философии науки, связанный с потерей тех

ориентиров, которые могли бы приблизить человека к истине, пони-

манию самого бытия. Можно сказать, что этот кризис связан с завы-

шенными ожиданиями представителей естественнонаучного знания:

стремление установить абсолютную истину, свободную от любых

человеческих предрассудков в отношении пассивного бессмысленно-

го Бытия. Как следствие, большие ожидания порождают большие

разочарования. Но если ввести представления Гадамера в область

философии науки, то оказывается, тот факт, что нет единой интер-

претации бытия, истинной парадигмы, не свидетельствует о круше-

нии корреспондентской концепции истины и не указывает на непре-

одолимый релятивизм. Наоборот, из этого следует, что ученые ведут

динамичный диалог с активным бытием, проигрывают его в своих

разных версиях, парадигмах и получают более или менее определенную

истину с точки зрения человека, а не Бога. Это утверждает нескончае-

мый творческий диалог между учеными и природой, в ходе которого

каждый раз выявляются новые грани исследуемого бытия, и опроверга-

ет наивную возможность установления конечной версии бытия, после

которого научный творческий процесс был бы излишним.

Итак, затрагивая проблемы понимания, авторы статьи попробо-

вали осуществить диалог между двумя разными философскими тра-

дициями. Было показано, что представления Куна, касающиеся во-

проса взаимного понимания между учеными, принадлежащими раз-

ным парадигмальным горизонтам, могут быть сопоставлены с

разработками гадамеровской герменевтики. В период нормальной

науки ученое сообщество обладает определенным предпониманием,

предрассудком по отношению как к окружающей действительности,

так и к другим парадигмам. Деятельность ученых можно в действи-

тельности рассматривать как работу исторического сознания, которое

не осознает собственной ограниченности, но которому предоставили

уникальную возможность преодолеть этот предрассудок против

предрассудков и приобрести действенно-историческое сознание. Ин-

терпретация, осуществляющаяся действующей парадигмой по отно-

шению к парадигмам прошлого, примером которой является учебная

литература, может быть рассмотрена в рамках процесса слияния го-

ризонтов с ярко выраженным примененческим аспектом. В свою

очередь, теоретическая нагруженность исследуемых фактов, отсут-

ствие нейтральных фактов и нейтрального языка приближают к осо-

знанию того, что всякий предмет понимания может быть воспринят