Previous Page  2 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 13 Next Page
Page Background

Г.И. Ловецкий, И.И. Комиссаров

2

Гуманитарный вестник

# 5·2017

науки необходимо овладеть герменевтической техникой, чтобы дешиф-

ровать незнакомые или устаревшие понятия. Уяснив их значение, мож-

но в результате получить более или менее определенное представление

об интересуемой исследовательской эпохе [6, с. 305, 306].

Почему в современной философии возникает потребность соеди-

нения двух философских воззрений? Потребность настолько сильная,

что вопрос о том, существует ли герменевтическое измерение в есте-

ственнонаучном знании, уже не стоит на повестке дня у ряда иссле-

дователей, так как это свершившийся факт [7, p. 261]. Вполне воз-

можно, что данная потребность отражает общую тенденцию восста-

новления единого системного образа науки [8, с. 10]. И здесь дело не

столько в экспансии континентальной философии, сколько в осозна-

нии англосаксонскими философами того, что их деятельность зашла

в эпистемологический тупик. Англосаксонская философия науки,

пытаясь отмежеваться от культурно-исторической обусловленности,

например, противопоставляя контекст обоснования и контекст от-

крытия, последовательно пришла к эпистемологическому релятивиз-

му, что нашло отражение в работах Куна и Фейерабенда. Что делать,

если критерием истины выступает соответствие суждений фактам,

тогда как ученые могут произвести на свет противоречащие друг

другу интерпретации, которые в равной мере соответствуют описы-

ваемым ими фактам? И что делать с самой истиной, когда люди рас-

полагают только постоянно изменяющимися мнениями ученых, а са-

ми факты как будто бы непроницаемы для языковой реальности и

лежат нетронутые по ту ее сторону?

В распоряжении философов имеются два пути: избегание проблемы

или ее конструктивное решение. В первом случае осуществляются по-

иски виноватого, на которого возлагается ответственность за разжига-

ние кризиса в философии науки. Вместо принятия того, что фундамент

философских построений был изначально непрочен, гонениям подвер-

гается тот человек, который указал на это шаткое основание. В данных

обстоятельствах виноватым оказывается все тот же Кун.

Осознание невозможности игнорировать культурно-исторические

факторы заставило конструктивно настроенных философов обра-

титься к герменевтике, необходимости обогатить сложившуюся тра-

дицию новым взглядом на вещи и преодолеть таким образом реляти-

визм в эпистемологии. Именно поэтому диалог между философией

науки и герменевтикой существует и постоянно поддерживается но-

выми исследованиями. Но, несмотря на то, что в некоторых работах

проводятся параллели между Гадамером и Куном [3, 9], основное

внимание уделяется все же Хайдеггеру [10, 11]. Итак, авторы статьи

вправе заявить, что располагают законными основаниями для того,

чтобы осуществить слияние двух горизонтов — трудов [1] и [2].