Особенности использования аудио- и видеокурсов при обучении русскому языку иностранных учащихся подготовительного отделения - page 6

Н.А. Ионова
6
Учебные фильмы
подготовлены специалистами по обучению
русскому языку иностранных слушателей. Они содержат материал,
рассказывающий об истории, культуре, обычаях и традициях, досто-
примечательностях России. Данные фильмы весьма информативны,
поэтому вводить их на занятиях следует, начиная с базового, а иногда
и с элементарного уровня владения русским языком как иностран-
ным (РКИ).
В качестве примера могут быть приведены «Мультимедийные
учебные комплексы» издательства «Русский язык. Курсы». Там со-
держатся видеоматериалы о таких великих людях, как Петр Первый,
Александр Пушкин, Антон Чехов, Юрий Гагарин и др., серия «Пу-
тешествуем по России», рассказывающая о ряде известных россий-
ских городов. Также популярны материалы кафедры русского языка
Академии труда и социальных отношений — видеоряд «Столица
России», «Московский Кремль» и «Усадьбы Москвы: Коломенское,
Кусково, Останкино». Ко всем названным видеофильмам имеются
сопроводительные текстовые пособия, многие из которых включают
в себя лексический блок, сам текст, озвученный в фильме, контроль-
ные задания и дополнительную литературу.
Тем не менее использование данных мультимедийных комплек-
сов требует тщательной подготовки и включения дополнительных
заданий.
В качестве примера приведем работу с видеофильмом из серии
«Золотые имена России» — «Василий Суриков»
.
Русский художник Василий Суриков, как правило, неизвестен ино-
странным слушателям. Его биография, представленная в фильме, пере-
межается с историей создания его картин. Поэтому перед показом
необходимо провести предварительную работу — просмотр фоторе-
продукций картин Сурикова. Чтобы отразить всю тематику творчества
художника, учащимся может быть предложено для ознакомления не-
сколько тематических фрагментов материала:
1.
Автопортрет В.И. Сурикова
. Изобразительный ряд поможет
представить внешний облик исторической личности.
2.
Сибирские картины
, в частности «Енисей», «Обь». Их демонстра-
ция необходима, чтобы показать место рождения и детства художника.
3.
Москва и Санкт-Петербург:
«Колокольня Ивана Великого»,
«Кремль», «Памятник Петру Первому». На полотнах запечатлены ме-
ста жизни и учебы Сурикова.
4.
Италия:
«Колизей», «Неаполь», «Собор Милана», «Собор Свято-
го Петра», «Флоренция». Данные картины нужны для отражения этапа
работы Сурикова во время путешествия по Италии.
5.
Исторические картины.
Об их создании подробно рассказывается
в фильме, но сами события, по которым созданы произведения, не от-
ражены. Следовательно, для четкого понимания должны быть даны до-
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook