Previous Page  5 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 17 Next Page
Page Background

Закономерности тройной детерминации криминального поведения

Гуманитарный вестник

# 4·2017 5

родцев, Г.Х. Шингаров наметили контуры концепции двойной де-

терминации криминального поведения: у человека нет врожденных

способностей к преступлению (как и любых других врожденных спо-

собностей), но он имеет врожденные задатки к формированию кри-

минальных способностей. Превратятся ли эти задатки в криминаль-

ные способности и в какой мере, зависит от социальных факторов —

воспитания, обучения, экономических и политических условий жиз-

ни [8, с. 98–105; 11, с. 394–409]. Концепция двойной детерминации

криминального поведения, несомненно, является более адекватной

по сравнению с биологизаторской и социологизаторской концепция-

ми. Но и она не является достаточно точной, хотя до сих пор фигури-

рует как последнее слово науки. Так, в учебнике психологии, издан-

ном в серии с претенциозным названием «Учебник нового века», гла-

ва 4 именуется в духе устаревшей парадигмы — «Природная и

социальная детерминация психического развития» [12, с. 70–85]. От

личностного фактора авторы абстрагируются. То же самое видим в

статье «Биологические и социальные основы эволюции языка и ком-

муникации: современные дискуссии» [13, с. 77–87].

Новая позиция авторов данной статьи заключается в следующем:

все качества личности, в том числе и те, которые влияют на ее пове-

дение, например, криминальное, обладают не одним и не двумя, а

тремя источниками детерминации:

1) природное начало — генотип, наследственность человека;

2) социальное начало — экономические, политические, культур-

ные условия жизни человека;

3) личностное начало — свободная воля человека, его разум и

собственная креативная деятельность по самосовершенствованию и

созданию новых культурных смыслов.

Далее попытаемся обрисовать контуры концепции тройной де-

терминации криминального поведения. Генотип детерминирует пси-

хические возможности человека (задатки), а внешние условия, в осо-

бенности условия обучения и воспитания, собственные волевые и

интеллектуальные усилия по самосовершенствованию определяют,

насколько эти задатки реализовались. В соответствии со сформули-

рованным одним из авторов статьи законом тройной детерминации

менталитета, «неповторимый ансамбль ментальных особенностей

каждого человека обусловлен взаимодействием трех начал — гене-

тического, средового и личностного» [9, с. 92]. Люди не являются

пассивными произведениями генетической наследственности и соци-

альных условий. Как отмечал выдающийся генетик Д. Беляев, «если

все живое развивается в системе двух составляющих — наследствен-

ности и среды — в их взаимодействии, то для человека как личности

надо добавить третий элемент, а именно самого себя, свое собствен-

ное “эго” с индивидуальным миром духа, чувств, мыслей, страстей,