Previous Page  4 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, Е.С. Шорикова

4

Гуманитарный вестник

# 4·2017

Активность людей, определяемая социальными условиями, реа-

лизует задатки и превращают их в соответствующие способности.

Генотип человека обусловливает его психические возможности (за-

датки), а обучение и воспитание, зависящие от социальных условий,

определяют, в какой степени эти задатки будут реализованы и пре-

вращены в способности. Известно, что среднее значение IQ, служа-

щего обобщенной характеристикой способностей, у докторов наук

составляет примерно 130, у студентов университетов — 120, у юри-

стов и банкиров — 128, у авиамехаников, электриков, токарей — 109,

у маляров и водителей — 96, у пастухов — 88 [9, с. 43, 44]. Эти дан-

ные показывают влияние на интеллект социального положения и

уровня образования человека.

В результате отсутствия направленного подбора супружеских пар

и наличия естественного мутационного процесса, имеющего случай-

ный характер, задатки разных людей укладываются на кривую рас-

пределения случайных величин: наибольшее число людей обладает

средним значением задатка, а по мере удаления от среднего значения

количество людей с этим задатком уменьшается. Прямых способов

измерения задатков еще не существует, с помощью тестов определя-

ют величину способности, которая представляет собой актуализиро-

ванный компонент задатка. Однако наличие у людей различий в за-

датках подтверждают данные о том, что величины способностей, вы-

раженные с помощью IQ, у детей, живущих с рождения в сиротских

приютах в одинаковых условиях, характеризуются статистическим

распределением [10, c. 400]. Последнее объяснимо лишь различиями

в величинах задатков этих детей.

Кроме того, люди имеют различия в условиях обучения и воспи-

тания. Различия в биологической и социальной детерминациях спо-

собностей определяют все многообразие интеллектуальных качеств

людей. Покажем двойную детерминацию способностей на гипотети-

ческом примере. Допустим, для трех лиц задатки какой-либо способ-

ности составляют соответственно 100, 90 и 70 условных единиц. Ес-

ли бы эти задатки полностью реализовались, то и способности рав-

нялись бы приведенным числам. Пусть возможности реализовались

для каждого соответственно на 25, 30 и 40 % в зависимости от усло-

вий воспитания и собственной активности. Тогда способности этих

трех человек будут соответственно равны 25, 27 и 28 условным еди-

ницам. Таким образом, на кривую распределения по значениям за-

датков накладывается кривая распределения по социальным услови-

ям. В итоге не всегда те люди, которые имели более высокие задатки

(одаренность), будут обладать и более развитыми способностями.

На основе обобщения данных о природной и социальной обуслов-

ленности интеллекта Н.И. Губанов, Н.Н. Никольская, Г.И. Царего-