Previous Page  6 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева

6

Гуманитарный вестник

# 4·2017

нии это, например, наблюдение; в эстетическом — художественные

приемы. Наконец, объективность присуща не только научному знанию,

но и обыденному и художественному, т. е. искусству. То, что А.В. Пав-

лов называет признаками научного знания, по мнению авторов статьи,

является критериями культуры научного исследования, которые осо-

бенно важны для аспирантов.

А.А. Ракитов критерием научности знания считает сочетание четы-

рех признаков: проблемы, теории, факта и метода, которые он изобра-

жает в виде так называемого эпистемологического квадрата [14, c. 66].

Однако отмеченный квадрат не полностью представляет специфику

научного знания. Проблемность и методичность, как отмечалось, при-

сущи любому знанию. Теория соответствует необходимости раскрытия

сущности предмета изучения, а факт — воспроизводимости эмпириче-

ского материала. За пределами квадрата остаются доказательность, не-

противоречивость, эмпирическая проверяемость, общезначимость, си-

стемность, способность знания к развитию.

Поскольку естественные и социально-гуманитарные науки — это

классы единой научной системы, то для социально-гуманитарных наук

действенны все отмеченные выше критерии. Но функционирование

данных критериев в социально-гуманитарных науках имеет свои осо-

бенности, обусловленные спецификой объектов изучения.

Доказательность

в социально-гуманитарных науках является ме-

нее строгой, чем в естественных. Это связано с недостатком фактов и

достоверных теоретических положений. По этой причине в социально-

гуманитарных науках более значительную роль, по сравнению с есте-

ственными, играет интуиция, и многие положения вводятся интуитив-

но. Социально-гуманитарные науки стремятся к

непротиворечивости

знания, однако данный критерий из-за многосторонности объектов изу-

чения нарушается чаще, чем в естественных.

Эмпирическая проверяемость

в естественных науках реализуется

главным образом через специальные проверочные эксперименты, а в

социально-гуманитарных преобладают методы наблюдения, анкетиро-

вания, интервью, тестирования.

Воспроизводимость фактов

в науках о природе устанавливается в

основном повторением экспериментов для получения статистически

достоверных результатов. В социально-гуманитарных науках при необ-

ходимых условиях эксперимент тоже применяется, а в тех областях, где

он невозможен, используют анализ свидетельств многих источников,

например, в истории, юриспруденции, педагогике. Множество источни-

ков или свидетелей — это аналог множества наблюдений и большого

числа экспериментов.

Общезначимость

в социально-гуманитарных науках значительно

меньше, чем в естественных. Многообразие научных школ и направле-

ний в этих науках очень велико, но имеется тенденция к их синтезу.