Previous Page  10 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 17 Next Page
Page Background

Н.Н. Губанов, Н.И. Губанов, О.Н. Мальцева

10

Гуманитарный вестник

# 4·2017

смысла, так как не знает значений использованных научных символов.

Допустим, ему

объяснили

, что первый символ обозначает электриче-

ский ток, второй — напряжение, третий — сопротивление электриче-

ской цепи. Тогда человек

понимает

, что ток пропорционален напряже-

нию и обратно пропорционален сопротивлению (закон Ома). Здесь по-

нимание стало результатом объяснения.

Далее первоначальное понимание приводит к более глубокому объ-

яснению.

Понимая

, что ток обратно пропорционален сопротивлению,

человек спрашивает себя: «А почему это так?» и рассуждает: «Если рас-

смотреть тонкую и толстую металлическую проволоку, то в толстой

проволоке больше носителей электричества — электронов». И далее

делает

вывод — объяснение

: «Уменьшение сопротивления и возраста-

ние силы тока обусловлены увеличением количества свободных элек-

тронов». Таким образом, понимание и объяснение взаимно стимулиру-

ют друг друга. Как отмечал П. Рикер, «больше объяснять, чтобы лучше

понимать» [19, c. 267], и наоборот — лучше понимать, чтобы больше

объяснять.

Положение о том, что понимание — основа социально-

гуманитарного познания, было выдвинуто в учении о

герменевтике

(от

греч. ἑρμηνεύω — толкование). Видные представители герменевтики —

немецкие ученые Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Х. Гадамер. Их научная

заслуга состоит в том, что они показали специфику социально-

гуманитарных наук, трудности постижения социальных и гуманитар-

ных объектов в сравнении с естественными науками. Но работам этих

ученых были присущи два недостатка. Во-первых, в них была преуве-

личена роль понимания и недооценено значение других методов по-

стижения мира (эксперимента, наблюдения, объяснения, гипотетико-

дедуктивного метода и др.). Во-вторых, понимание было сведено в

основном к пониманию текстов. По данным работам ученые соци-

ально-гуманитарного профиля изучают в основном тексты. За тек-

стами часто не видно реальных людей и социальных процессов. Из

четырех предметов понимания — поступки, предметы культуры, уст-

ная речь, тексты — представители герменевтики обращали внимание

в основном на последний.

Результатом понимания служит интерпретация — толкование со-

бытия, предмета культуры, высказывания, текста. Интерпретация за-

ключается в изложении смысла познаваемого объекта. Можно выделить

три вида смыслов и соответственно три вида интерпретации.

Первый вид

— смысл действий и социальных процессов

,

их цель,

предназначение. Например, смысл Великой Отечественной войны —

отстоять независимость родины. Смысл национальной демографиче-

ской программы — повысить рождаемость в стране. Смысл лекции —

увеличить знания студентов или аспирантов. Если цель не реализуется,