Previous Page  3 / 17 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 17 Next Page
Page Background

Специфика познания в социально-гуманитарных науках

Гуманитарный вестник

# 4·2017 3

introspecto — смотреть внутрь) — это наблюдение человека за соб-

ственной духовной жизнью, анализ собственных переживаний (самона-

блюдение).

Интроспекция позволяет получать знание о собственном

сознании, душе. Если бы не было интроспекции, люди не могли бы по-

нять, что такое сознание, как, например, человек, от рождения слепой,

не знает, что такое цвета.

Эмпатия

(от греч. ἐν — «в» и πάθος — чувство) — проникновение

во внутренний мир другого человека, переживание его мыслей и чувств

как

своих собственных. Естественно, непосредственное соприкоснове-

ние сознания одного человека с сознанием другого не происходит.

Большой опыт общения, сходные эмоции у единомышленников, пере-

несенные совместно трудности и опасности, оказанная взаимная под-

держка позволяют чувствовать настрой души другого человека. Эмпа-

тия основывается на

симпатии

(от греч. συμπάθεια — внутреннее рас-

положение, влечение)

сочувствии, внутреннем расположении к кому-

либо, положительной бессознательной эмоционально окрашенной

оценки другого человека на основе позитивного опыта общения с ним.

Симпатия позволяет одному человеку чувствовать свою общность с

другим. На основе этой общности можно понять другого человека, как

бы проникнуть в его душу. Антипатия, напротив, мешает взаимопони-

манию. Интроспекция и эмпатия — это специфические методы соци-

ально-гуманитарных наук. В науках о природе они не используются.

Указанные методы роднят социально-гуманитарные науки с искус-

ством, где интроспекция и эмпатия служат незаменимыми способами

постижения духовного мира человека.

Еще одна особенность социально-гуманитарных наук —

высокая

степень уникальности изучаемых объектов.

Уникальность — это не-

повторимая совокупность свойств, присущих данному объекту. Уни-

кальным является каждый объект. Напомним, что в качестве объек-

тов познания могут выступать и системы, и процессы (материальные

и духовные), и события, и явления, и свойства — все, что может изу-

чаться. Степень уникальности социально-гуманитарных объектов

намного выше, чем объектов природы или техники. Например, физик

имеет дело с двумя атомами, инженер — с двумя автомобилями од-

ной марки, биолог — с двумя березами, юрист или педагог — с дву-

мя людьми. Естественно, больше различий между объектами соци-

ально-гуманитарных дисциплин.

Степень неповторимости событий, изучаемых социально-

гуманитарными науками, тоже намного выше по сравнению с собы-

тиями и процессами, подлежащими исследованию в естественных

или технических науках. Сравним, например, следующие процессы:

химическая реакция, рост дерева, экономическая реформа. Следстви-

ем высокой степени уникальности объектов и событий, изучаемых