Previous Page  9 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 16 Next Page
Page Background

Репрезентология и ее эпистемологический статус

Гуманитарный вестник

# 2·2017 9

ориентируется на сами познавательные структуры и процессы, в том

числе на организацию памяти. Обе дисциплины тесно взаимодей-

ствуют между собой и при решении проблем, связанных с операция-

ми со знаковыми системами.

Следует отметить, что результаты, полученные в ИИ и компью-

терных науках в целом, влияют на когнитивные науки, а достижения в

когнитивных науках, в свою очередь, оказывают обратное воздействие

на новые разработки в области ИИ и компьютерной репрезентации

знания. Первоначально на исследования в когнитивной психологии

в 50–60-е годы ХХ в. значительное влияние оказывали информа-

ционный подход и компьютерная метафора, появление которой вы-

звано развитием информационно-компьютерных технологий, ки-

бернетическим движением и успехами в ИИ. В соответствии с компь-

ютерной метафорой мозг и разум человека сравниваются с компьюте-

рами, а познавательные процессы рассматриваются по аналогии с

компьютерной обработкой информации [8, 10]. Результаты, получен-

ные в компьютерных науках и ИИ, на протяжении своего

существования воздействуют на когнитивные науки.

С другой стороны, с конца 1960-х — середины 1970-х годов успехи

и достижения когнитивных наук, в особенности когнитивной психоло-

гии, начинают оказывать обратное воздействие на исследования в обла-

сти ИИ и компьютерной репрезентации знания. Это относится в первую

очередь к формированию в рамках компьютерной репрезента-

ции знания сетевой и фреймовой концепций. Данные концепции появи-

лись как конструкции когнитивной психологии, а фреймы и семантиче-

ские сети понимались в момент их создания преимущест-

венно как когнитивные структуры [11]. В дальнейшем они начинают

рассматриваться как структуры компьютерной репрезентации знания

[12, 13]. Однако не следует забывать, что и фреймовая, и сетевая кон-

цепции базируются на концепциях структур человеческого восприятия

и памяти, разработанных в когнитивной психологии. При этом обе кон-

цепции компьютерной репрезентации знания до сих пор имеют само-

стоятельное значение как психологические и эпистемологические и

применяются при решении проблем, выходящих за рамки компьютер-

ной репрезентации знания.

Исходя из этого следующий раздел общей репрезентологии назовем

концепцией когнитивной репрезентологии

. В нем изучается репрезента-

ция знания в когнитивных науках, в том числе в когнитивной психоло-

гии, лингвистике, психолингвистике, эволюционной теории познания,

экологической эпистемологии. В когнитивной репрезентологии исполь-

зуют как дискурсивный, так и инженерный подходы к исследованию и

репрезентации знания.

Проблема компьютерной репрезентации знания становится объ-

ектом рассмотрения

концепции компьютерной репрезентологии

, ко-