Previous Page  8 / 16 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 16 Next Page
Page Background

В.А. Иноземцев

8

Гуманитарный вестник

# 2·2017

гическими и логическими проблемами. К их числу относятся про-

блемы истинности когнитивного содержания репрезентации, непро-

тиворечивости и полноты символических систем логики и математи-

ки, используемых в качестве средств репрезентации как обыденного,

так и формализованного научного знания.

Попытки компьютерного моделирования мышления с момента

зарождения этой идеи дают значительный толчок разработкам в ко-

гнитивных науках, и прежде всего в когнитивной психологии,

направленным на изучение познавательной деятельности, а впослед-

ствии также исследованиям в когнитивной лингвистике и когнитив-

ной психолингвистике [7]. Когнитивная психология изучает прису-

щие людям когнитивные структуры и процессы [8, 9]. Когнитивными

являются структуры восприятия и в особенности памяти, посред-

ством которых люди получают и хранят информацию об окружаю-

щей их действительности. Когнитивные процессы в отличие от более

пассивных когнитивных структур — это активные компоненты по-

знания, которые определяют воздействие данных структур на приня-

тие решений и организацию деятельности субъекта в окружающем

мире. Значительная часть когнитивных структур и процессов базиру-

ется на операциях со знаковыми системами, важнейшими из которых

являются естественные языки.

В фокус изысканий когнитивной психологии попадает ряд слож-

ных феноменов, в том числе механизмы образования и функциониро-

вания внутренних когнитивных репрезентаций. Посредством этих ре-

презентаций решается актуальная для когнитивной психологии

проблема: как знания представляются в мышлении, т. е. каким образом

репрезентируется в них информация о реальной действительности.

Когнитивная психология теснейшим образом взаимодействует

с исследованиями в области когнитивной лингвистики и когнитивной

психолингвистики [7]. В особенности переплетаются работы в назван-

ных междисциплинарных направлениях исследований в ходе решения

проблемы репрезентации знания. Она занимает важное место и в ко-

гнитивной лингвистике. Именно лингвисты впервые вводят структуры

репрезентации знания, которые сразу становятся структурами компь-

ютерной репрезентации знания (фреймы, сценарии, форматы) [8, 11].

В когнитивной лингвистике изучаются только когнитивные про-

цессы, связанные с речевой и языковой деятельностью. Последняя

описывает интеракцию различных когнитивных способностей в раз-

ных типах деятельности людей. Вместе с тем ориентации когнитив-

ной лингвистики и когнитивной психологии по проблеме репрезен-

тации знания во многом совпадают, так как в обеих науках изучаются

механизмы внутренних когнитивных репрезентаций. При этом ко-

гнитивная лингвистика фокусируется на коммуникации и понимании

в ходе этих внутренних репрезентаций, а когнитивная психология