Previous Page  7 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 10 Next Page
Page Background

Вопросы государства и государственности в классическом евразийстве

Гуманитарный вестник

# 01·2017 7

рода ее государственности. Этим же предопределяются и основные

государственные задачи — всеми средствами сохранять единство и

территориальную целостность Евразии, оберегать евразийскую куль-

туру и “общеевразийский национализм”. Для решения этих задач

государство должно создать соответствующую политическую и эко-

номическую платформу» [9, с. 215].

Фундаментальные принципы социально-экономической основы

идеократического государства были изложены в программном доку-

менте «Евразийство (Формулировка 1927 г.)»: «Политика государ-

ства в экономической области должна базироваться, по мнению

евразийцев, не на предоставлении возможности наибольшего обога-

щения, но на начале служения каждого своим согражданам и народ-

но-государственному целому» [10, с. 219]. Из этого положения мож-

но сделать вывод о приоритетах евразийской экономической про-

граммы: во-первых, провозглашается активное участие государства в

хозяйственной жизни страны; оно должно контролировать и регули-

ровать экономическую жизнь. Во-вторых, в экономике должно быть

обеспечено сосуществование государственной и частной форм соб-

ственности. Однако это вовсе не отменяет государственного кон-

троля и регулирования экономики, которые предусматривают гармо-

ничное сочетание как рыночного, так и планового подходов с учетом

соответствующих, постоянно меняющихся обстоятельств. Согласно

классическому евразийскому учению, совершенно необходимы го-

сударственное регулирование и

всесторонний контроль экономиче-

ской жизни идеократического государства: «Евразийцы являются

сторонниками широкого

государственного регулирования и контроля

хозяйственной жизни

, а также сторонниками принятия на себя госу-

дарством существенных хозяйственных функций» [10, с. 225]. Что же

касается проблем государственного экономического регулирования

посредством государственного планирования, то здесь евразийцы

ориентируются именно на государственно-правовую систему: «Си-

лою государственного законодательства, регулирующего частную

промышленность с условиями концессионных договоров, также и

частная промышленность должна быть помещена в рамки общего

плана. Евразийцы не только отстаивают развитие функций госплана

как органа, объединяющего государственную политику, но и выска-

зываются за внесение плановости в отрасли, в настоящее время недо-

статочно ею проникнутые» [10, с. 228].

Подводя итог, стоит отметить, что евразийское учение о государ-

стве не утратило своего значения до сих пор. Актуальной представ-

ляется не только концепция евразийского наднационального госу-

дарства, но и идея солидарности народа и централизованной государ-

ственной власти, соединение рыночного и планового подходов в