Previous Page  6 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 10 Next Page
Page Background

Е.И. Замараева

6

Гуманитарный вестник

# 01·2017

ностью исторических судеб, благодаря которому создавалось и со-

вершенствовалось государство Российское, определялись в течение

многих веков его внешняя и внутренняя политика и экономика, вы-

рабатывалась система общемировоззренческих ориентиров, ценно-

стей и идеалов, консолидация социокультурной среды и этноконфес-

сиональных отношений.

Чтобы отдельные территории России существовали как целое

государство, нужно, по мнению евразийцев, наличие единого суб-

страта государственности. Замена национального субстрата классо-

вым не определяет прочность государства. «Следовательно, нацио-

нальным субстратом того государства, которое называется СССР,

может быть только вся совокупность народов, населяющих это госу-

дарство, рассматриваемая как особая многонародная нация и в качестве

таковой обладающая своим национализмом. Эту нацию мы называем

евразийской

, ее территорию —

Евразией

, ее национализм —

евразий-

ством

» [7, с. 423]. «Это “братство народов” выражается в том, что

здесь нет противоположения “высших” и “низших” рас, что взаимные

притяжения здесь сильнее, чем отталкивания, что здесь легко просыпа-

ется “воля к общему делу”», — полагал П.Н. Савицкий [8, с. 302].

Обращаясь к вопросу национальной организации, евразийцы

принимали во внимание как историческое наследие России, так и

сложившийся на момент расцвета их движения федеративный строй

Советского Союза, ставя цель интегрировать положительный опыт

прошлого и работающие элементы настоящего в рамках общей кон-

цепции существования единого евразийского культурного мира.

Евразийское государство представляет собой наднациональное це-

лое, организованное в соответствии с идеей «общеевразийского

национализма». Установившийся федеративный строй, с точки зре-

ния евразийцев, требовал замены идеологического начала, так как

нес в себе внутренние противоречия: с одной стороны, большеви-

ками декларируется право на национальное самоопределение, с дру-

гой — идет обезличивание целых народов. Евразийский же принцип

объединения народов имеет культурно-историческую основу: госу-

дарственно-политическое единство России исходит из исторической,

геополитической, экономической, правовой и, самое главное, куль-

турной общности народов, живущих в евразийском месторазвитии.

Игнорирование этих факторов при рассмотрении политико-правовых

основ административно-территориального деления, по мнению евра-

зийцев, неминуемо приводит к распаду народов, и как показала исто-

рия, вполне обоснованно, так как вопрос об объединении народов,

населяющих евразийские пространства, остается важным и по сей

день. Как отмечал известный исследователь евразийства Н.С. Семен-

кин, «из цивилизационной специфики России вытекает и особая при-