Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

В.Ю. Ивлев

2

Гуманитарный вестник

# 1·2017

Из текстов авторов и комментаторов свидетельств можно сделать

вывод, что Демокрит называет

необходимым

то, что вызвано внут-

ренними причинами и присуще вещам «по природе».

Случайным

— то,

что вызвано внешними причинами и не присуще вещам «по

природе». О таком понимании говорится в свидетельстве 563 Прокла

[1]. Все в мире Демокрит делит на

необходимое

, которое существует

во всех случаях, и

случайное

, которое существует не во всех случаях.

Случайное он подразделяет на:

1) существующее в большинстве случаев (возможность в первом

смысле);

2) существующее в меньшинстве случаев (возможность во

втором смысле);

3) существующее в половине случаев — равновероятность

(возможность в третьем смысле).

Таким образом, три типа случайности называются по Демокриту

возможностями.

Для понимания взглядов Демокрита на категории необходимости

и случайности следует принять во внимание его учение об атомах.

Необходимыми по Демокриту являются качества, обусловленные со-

ставом атомов и в силу этого принадлежащие телам «по природе».

Эти качества всегда есть у всех тел, состоящих из одинаковых ато-

мов. Качества, обусловленные способом соединения атомов, не яв-

ляются принадлежащими телам «по природе», поскольку тела воз-

действуют друг на друга и расположение атомов в них от этого изме-

няется. Эти качества являются случайными, так как принадлежат не

всем телам и не всегда. Демокрит не выделяет следующие возможно-

сти: принадлежащее всем предметам, но не во всех случаях, принад-

лежащее не всем предметам (некоторым), но во всех случаях. Такого

с точки зрения его учения об атомах быть не может.

Рассмотрим учение Демокрита о категориях модальности (необ-

ходимости, случайности и возможности) с использованием средств

современной логики.

Обозначим

выражения «необходимо, что...», «случайно, что...»,

«возможно, что...» в трех смыслах соответственно символами Н, С,

В

1

, В

2

, В

3

.

Пусть отрицание («неверно, что...»), конъюнкция («и»), дизъ-

юнкция («или»), метаязыковая импликация («если..., то...») и эквива-

лентность («если и только если..., то...») обозначаются соответствен-

но символами



Тогда связь между необходимостью,

случайностью и возможностями в первом, втором и третьем смыслах

можно представить следующим образом.

Если

А

необходимо, то

А

не является случайным:

Н

А

 

С

А

;