1 / 11 Next Page
Information
Show Menu
1 / 11 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 1·2017 1

УДК 01.001:167/168 DOI 10.18698/2306-8477-2017-01-409

Категории модальности и их употребление

в современных биологических концепциях

© В.Ю. Ивлев

МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Проанализирована правомерность использования категорий модальности (необхо-

димости, случайности и возможности), уточнено их содержание в биологии.

Исследовано первое в истории философии понимание категорий модальности

Демокритом, в том числе с помощью средств современной логики. Выявлены ос-

новные случаи употребления рассматриваемых категорий в современной биологии.

Ключевые слова:

категории, биология, необходимость, случайность, возмож-

ность, модальность, логика, методология, научное познание

Первая документально зафиксированная в истории философии

попытка исследовать понимание категорий модальности (необходи-

мости, случайности и возможности) предпринята Демокритом. Со-

гласно свидетельствам древних авторов, философ написал 70 произ-

ведений. Однако ни одно из них до нас не дошло. О взглядах Демо-

крита можно судить лишь по воспоминаниям его современников,

которые тщательно собирали философы уже в XIX в. Так, в 1860 г.

Ф. Муллах опубликовал около 300 свидетельств о взглядах Демокри-

та. В 1970 г. их было напечатано уже свыше 800 [1]. В отечественной

литературе философские взгляды Демокрита исследовали А.О. Ма-

ковельский, С.Я. Лурье, В.П. Горан и другие авторы. В меньшей сте-

пени изучен его труд о категориях необходимости и случайности.

При рассмотрении взглядов Демокрита на понимание категорий

модальности в первую очередь обсуждают вопрос, признавал ли он

случайность. Решающим аргументом в пользу того, что Демокрит не

признавал случайности, многие авторы считают высказывание об

«идоле случая», принадлежащее Демокриту. Приведем его в

переводе А.О. Маковельского: «Люди измыслили идол случая, чтобы

пользоваться им как предлогом, прикрывающим собственную

нерассудительность» [2]. В этом фрагменте Демокрит обозначает

случай словом «тюхэ». Так древние греки называли не только

случайность, но и судьбу. В.П. Горан обоснованно утверждает, что

этим высказыванием Демокрит критикует концепцию фатальной

судьбы [3, с. 30]. Таким образом, нет оснований для утверждения, что

в этих или в каких-либо других словах, приписываемых Демокриту,

отрицается случайность.