Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

Б.Н. Земцов

4

Гуманитарный вестник

# 12·2016

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Все это, видите ль, слова, слова, слова.

Иные, лучшие мне дороги права;

Иная, лучшая потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

— Вот счастье! вот права... [8].

Спустя десятки лет даже такие столпы русской литературы, как

Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оставались в душе анархистами

[9, 10]. На рубеже XIX–XX вв. ментальность большинства населения

России была антибуржуазной. Либерализм в политике и идейной

жизни подвергался беспрерывным нападкам. Все направления рево-

люционного движения — народники, марксисты, эсеры — отрицали

необходимость права. Поэтому вполне закономерно, что, придя к

власти, большевики взяли курс на создание не правового, а социаль-

ного государства.

Таким образом, концентрация внимания среднестатистического

западноевропейца на состоянии прав и свобод человека (базовых

критериях развития общества современной Европы) в Советском

Союзе является методологической ошибкой.

В новой же России базовые политические ценности иные. После

революции 1991 г. на конституционном и доктринальном уровнях

институт прав и свобод человека занял почетное место. Права и сво-

боды человека в России считаются приоритетными. В феврале 1996 г.

Россия подписала «Конвенцию о защите прав человека и основных

свобод» и ряд протоколов к ней. В марте 1998 г. они были ратифици-

рованы.

Проблема изучения исторических закономерностей не ограничи-

вается особенностями регионов. Специфичны и разные периоды ис-

тории одной и той же системы. Эта академическая истина не воспри-

нимается на бытовом уровне. Например, участница форума об отно-