Previous Page  3 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 11 Next Page
Page Background

История России в восприятии западноевропейцев

Гуманитарный вестник

# 12·2016 3

Остановимся лишь на стереотипах, имеющих, если можно так

выразиться, академическую природу. Речь идет о естественном не-

знании проблемы проявления исторических закономерностей.

В академической среде существуют разные точки зрения в отно-

шении исторических закономерностей. По мнению автора статьи,

они существуют прежде всего на уровне регионов и периодов.

В науке нет единого взгляда на понятие «регион». Суммируя раз-

ные подходы,

можно было бы дать следующее определение: регион

представляет собой группу стран, имеющих приблизительно одина-

ковые институты и движущихся примерно в одном направлении.

Механизм развития каждого региона специфичен. Однако на

уровне массового сознания эта истина не воспринимается. К тому же

для сознания простого западноевропейца характерен европоцен-

тризм. Шведский профессор Ян Экекранц пишет: «Европа, согласно

такому взгляду, — это центр, и чем дальше от него, тем примитивнее

становятся отношения, увеличивается число болезней, растет смерт-

ность, процветает застой, все погружено в туман и темноту» [6].

Из ошибочного использования социокультурных критериев од-

ного общества в отношении другого вытекает целый комплекс не-

обоснованных претензий и фобий. В западноевропейской публици-

стике XIX в., пожалуй, наиболее красочными, эмоциональными и од-

новременно русофобскими были путевые заметки французского

аристократа и писателя маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году».

(Его предвзятось перешла все разумные пределы: исключительно в

мрачных красках он описал архитектуру Санкт-Петербурга. Хотя ее

авторами тогда были в основном европейские зодчии: Трезини, Леб-

лон, Растрелли, Ринальди, Камерон, Тома де Томон.)

Наиболее яркий пример последних лет — обвинение России в

нарушении прав и свобод человека. История становления этого инсти-

тута является составной частью политической истории Западной Евро-

пы. Как заметили А.И. Иойрыш и К.Е. Сигалов, права человека — это

историко-политическое явление, возникшее в определенном месте и

в определенное время [7]. В силу целого комплекса причин институт

прав и свобод человека в подавляющей части стран мира не получил

такого же широкого распространения, как в странах Запада.

На заре русского либерализма А.С. Пушкин весьма саркастиче-

ски высказался по поводу прав и свобод:

Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспоривать налоги

Или мешать царям друг с другом воевать;