Previous Page  6 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 12 Next Page
Page Background

В.Ю. Ивлев

6

Гуманитарный вестник

# 12·2016

Еще одна проблема, которую исследует Е.К. Войшвилло, заключа-

ется в следующем: является ли сущностью совокупность признаков или

же к ней относятся законы? Он пишет: «Законы… суть связи, обуслов-

ленные той или иной сущностью... Сущность предметов того или иного

класса обусловливает характерные для этих предметов свойства. Каж-

дая такая обусловленность явлений является законом» [6, с. 124].

Оказывается, что законы функционирования предметов вида не

включаются в их сущность, но представляют собой связи между

сущностью и существенными признаками, не входящими в сущность.

Сами законы, поскольку они обусловлены сущностью, по-видимому,

следует отнести к необходимым связям.

Интересным является разделение существенных признаков на

безотносительно существенные и относительно существенные. Кри-

тикуя А.И. Введенского, Е.К. Войшвилло пишет: «Введенский здесь

не различает два понятия существенного, а именно понятия призна-

ков, существенных для предметов того или иного качества, и призна-

ков того или иного предмета, существенных в каком-то отношении

(предмета с другими предметами) или с той или иной точки зрения

(с точки зрения определенного использования человеком)» [6, с. 128].

Концепция Е.К. Войшвилло представляется наиболее последова-

тельной. Однако после ее изучения остается множество вопросов:

правомерно ли все признаки предметов некоторого вида, обуслов-

ленные внутренними обстоятельствами, считать существенными; яв-

ляются ли основные существенные признаки необходимыми; можно

ли считать существенными связи (законы) или же эти характеристики

правомерно применять только к признакам; можно ли характеризо-

вать законы как необходимые связи или же таковыми являются толь-

ко признаки; правомерно ли говорить о сущности отдельного пред-

мета, явления и т. д.; справедливо ли утверждение о бесконечном

движении познания от сущности некоторого уровня к сущностям бо-

лее глубоким?

Методологические принципы введения философских катего-

рий.

Поскольку обсуждаются методологические принципы, следует

сформулировать понятие методологии.

Методология

— это руковод-

ство, представляющее собой набор предписаний, действуя в соответ-

ствии с которыми, можно наиболее эффективно (в смысле затрат сил,

средств, времени) достигнуть желаемого познавательного или прак-

тического результата.

Методологические принципы

— это предписа-

ния наиболее общего характера.

Как уже сказано ранее, в

принципе

целесообразности

Ю.А. Пет-

ров выделяет две части — условия необходимости и возможности

введения понятий.