Previous Page  3 / 12 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 12 Next Page
Page Background

Методологические принципы введения категорий модальности

Гуманитарный вестник

# 12·2016 3

щиеся сущностью и не обусловленные сущностью данной системы

(может быть, обусловленные другими системами). Эти определения

указывают на некоторый метод распознавания необходимого и слу-

чайного. Этот метод состоит в том, чтобы:

1) уточнить систему, относительно которой ставится задача оха-

рактеризовать исследуемые в ней свойства и отношения как необхо-

димые либо случайные;

2) уточнить специфику отношения обусловливания в данной си-

стеме;

3) выявить существенные свойства и отношения этой системы

(т. е. сущность системы);

4) уточнить, является ли исследуемое свойство или отношение обу-

словленным сущностью данной системы. Если ответ положительный,

то данное свойство либо отношение в данной системе будет необходи-

мым. Если отрицательный, то оно будет случайным» [7, с. 28].

Выбор неэффективного или эффективного (в той или иной степени)

определения зависит от решаемых задач. По этому поводу Ю.А. Петров

пишет: «Для философского анализа действительности, вообще говоря,

желательно иметь эффективные определения философских категорий.

Однако это не означает, что ими необходимо пользоваться при реше-

нии всех задач философского анализа. Если задача анализа формы не

выходит за рамки анализа внешних очертаний, можно пользоваться

интуитивным (остенсивным) пониманием формы. Задачи философ-

ского анализа теории требуют логического определения формы. Во-

обще следует выбирать возможно простые определения, если они

пригодны для решения поставленных задач. Не следует стремиться к

логическим определениям, если достаточно остенсивных, не следует

непременно прибегать к эффективным определениям, если можно

обойтись неэффективными (интуитивными) определениями (разъяс-

нениями). И, напротив, определения следует уточнять, эффективизи-

ровать, если того требует решение поставленной задачи» [3, с. 30].

Принцип адекватности

выбора существенных признаков вводи-

мых абстракций решаемым с их помощью задачам можно сформули-

ровать так: содержания вводимых понятий должны включать призна-

ки, существенные для решения задач, стоящих перед наукой.

Типичные случаи описания философских категорий модаль-

ности.

Соблюдаются ли приведенные выше методологические прин-

ципы при описании категорий модальности (необходимости, воз-

можности и случайности)?

Рассмотрим некоторые типичные случаи

описания этих категорий.

Е.К. Войшвилло в работах [4–6] описывает понятия сущности, су-

щественных и необходимых признаков. Все признаки предметов неко-

торого вида он подразделяет на случайные и неслучайные. Случайные