1 / 12 Next Page
Information
Show Menu
1 / 12 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 12·2016 1

УДК 01.001:167/168 DOI 10.18698/2306-8477-2016-12-403

Методологические принципы введения категорий

модальности в современном научном познании

© В.Ю. Ивлев

МГТУ им. Н. Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Исследованы методологические принципы введения категорий необходимости,

случайности и возможности в современном научном познании. Обобщены пред-

ставления о различных видах необходимости, случайности и возможности, на их

основе сформулированы соответствующие философские категории.

Ключевые слова:

философские категории, методология, методологические принци-

пы, необходимость, случайность, возможность, модальность, научное познание

В современной философии значительное внимание уделяется ис-

следованию философских оснований науки. В их состав входит

онто-

логическая подсистема, представленная сеткой философских катего-

рий, которые служат матрицей понимания и познания исследуемых

объектов специальных научных картин мира (физической, биологи-

ческой и т. д.). Одними из важнейших среди таких категорий являют-

ся категории

необходимости, случайности и возможности, применя-

ющиеся в философии и науке со времен античности. Включенные в

систему философских оснований биологии,

они широко используют-

ся в современных биологических концепциях

. Эти основания — со-

вокупность философских идей и принципов, обосновывающих пред-

ставления биологической картины мира, а также идеалы и нормы

биологии и их согласование с господствующим мировоззрением со-

временной исторической эпохи [1]

. В статье обсуждается вопрос вве-

дения этих философских категорий в частные науки, например в

биологию, с целью:

рассмотреть методологические

принципы введения научных

понятий;

установить типичные случаи описания философских категорий

модальности (необходимости, возможности, случайности);

сформулировать методологические принципы введения фило-

софских категорий;

обобщить понятия различных видов необходимости, слу-

чайности и возможности и на этой основе сформулировать соответ-

ствующие философские категории.

Методологические принципы введения научных понятий.

Рассмотрим в качестве методологических принципов введения науч-