Previous Page  2 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 11 Next Page
Page Background

А.А. Зорина, Ю.С. Чекрыжова

2

Гуманитарный вестник

# 11·2016

Согласно Л.И. Божович, мотив — это то, ради чего осуществляется

деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешне-

го мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все

то, в чем нашла свое воплощение потребность». Такое определение

мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объеди-

няются энергетическая, динамическая и содержательная стороны.

При этом подчеркнем, что «мотив» у́же понятия «мотивация», кото-

рое «выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью

внешних и внутренних факторов поведения, который определяет воз-

никновение, направление, а также способы осуществления конкретных

форм деятельности» [2, 3]. Также, по утверждению И.А. Зимней, в об-

щепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное

объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъ-

екту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, кото-

рые непосредственно детерминируют человеческую деятельность.

Мотивационная сфера, или мотивация, в широком смысле слова

понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие

ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки,

социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и дру-

гие социально-психологические характеристики.

Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообра-

зие подходов, мотивация понимается большинством авторов как со-

вокупность, система психологически разнородных факторов, детер-

минирующих поведение и деятельность человека.

Многие ученые занимались исследованиями в области учебной

мотивации (Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу,

Е.К. Савонько, В. Фриман, Г. Крукс, Р. Шмидт и др.). Золтан Дерней,

профессор психолингвистики Ноттингэмского университета, изве-

стен своими исследованиями по мотивации усвоения второго языка.

Ученый предлагает современную структуру учебной мотивации, вы-

деляя семь базовых компонентов:

1) Integrativeness (интегративность). Данный компонент связан с

позитивным восприятием изучаемого иностранного языка и культу-

ры, стремлением студентов интегрировать себя в культуру данного

языка и стать похожими на носителей языка. Интегративность —

один из наиболее исследованных компонентов учебной мотивации;

2) Instrumentality (инструментальность) Относится к прагматиче-

ским выгодам, которые обучающиеся надеются извлечь в результате

освоения иностранного языка. Инструментальность отражает идею о

том, что для большинства изучающих иностранный язык движущей

силой является ожидаемая польза;

3) Attitudes toward the L2 Speakers/Community (отношение к но-

сителям изучаемого языка). Отражает восприятие изучающими ино-