Previous Page  5 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 9 Next Page
Page Background

Обоснование философского статуса категории «глобализация»

Гуманитарный вестник

# 9·2016 5

ходу 20 % беднейшего населения планеты составляло 30:1 в 1960 г.,

60:1 в 1990 г. и 90:1 уже в 1999 г. Таких темпов неравномерного и

очевидного социально несправедливого перераспределения глобаль-

ного валового продукта никогда не было раньше в истории мировой

цивилизации. Однако и в сфере мировой экономики, оказывается, не

все так однозначно: есть опыт и очень успешного реформирования

экономики отсталых ранее стран в результате глобального тиражиро-

вания новейших технологий и современных экономических механиз-

мов. «Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Чили и ряд других стран за

последние 25 лет стали гораздо богаче, смогли решить многие свои

проблемы за счет вхождения в мировую экономику» [11, с. 44]. Беда

только в том, что таких стран мало, тогда как гораздо больше проти-

воположных примеров — обнищание слаборазвитых стран в ходе

глобализации, под действием ее рычагов и инструментов.

Вполне закономерно, что глобализация оказалась неразрывно

связанной с глобальными проблемами современности и поиском пу-

тей устойчивого развития как выхода из той критической ситуации, в

которой оказалось человечество [12]. Началось все с того, что во вто-

рой половине ХХ в. мировое сообщество остро почувствовало не-

хватку ресурсов развития экономики, серьезность экологических

проблем, дисбаланс в демографической плоскости. Такие явления,

конечно, не были абсолютно новыми для человечества. Но новым

стал их масштаб. Именно осознание общепланетарного характера

легло в основу выделения глобальных проблем как особого, каче-

ственно своеобразного класса проблем общества. Собственно говоря,

понимание своеобразия этого вида проблем положило начало ста-

новлению глобалистики как особого направления научной мысли,

призванного специально исследовать любые проявления глобальных

реалий, следовательно, и глобализации в частности.

Явно философскую, мировоззренческую окраску имеет вопрос и

о месте человека в структуре глобальных проблем современности.

С одной стороны, все глобальные проблемы (ресурсно-экономические,

экологические, демографические, социокультурные, проблемы войны и

мира, международного терроризма, хронического отставания слабораз-

витых стран и т. д.), так или иначе, детерминированы материальной де-

ятельностью современного человека и способом его жизни. С другой

стороны, очевидно и то, что без дальнейшего развития материальной

деятельности человечества, его научных, технических и технологи-

ческих возможностей, ни одна из глобальных проблем в принципе не

может быть решена. И здесь человечество впервые в истории столк-

нулось с парадоксальной ситуацией своего бытия: с ситуацией осо-

бого заколдованного круга, выход из которого возможен только на

пути использования системной методологии и разных вариантов хо-

рошо просчитанных системных моделей дальнейшего развития чело-