Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

К.С. Лебедев

2

Гуманитарный вестник

# 9·2016

уровня (иначе говоря, одной из внутренних причин «глобализации»)

еще в начале ХХ в., в то время, когда термина «глобализация» как

основополагающей социально-философской категории еще не суще-

ствовало. Но, как видно из названия труда академика В.И. Вернад-

ского «Научная мысль как планетное явление», его можно по праву

назвать одним из первых исследователей феномена глобализации.

Действительно, вся история человечества представляет в своей

глубинной сущности не что иное, как постепенное укрупнение разно-

го рода социальных систем и формирование на этой основе, в конеч-

ном счете, предельно общей социальной системы — человеческой

цивилизации как единого целого с присущими этой целостности осо-

быми цивилизационными характеристиками. Хорошо известно, что

фундамент цивилизации составили такие особенные характеристики

человека, как сознание, самосознание, духовный мир, совместная де-

ятельность людей и выработка правил общения между собой, форми-

рование человека как личности и различные грани самореализации в

социуме. Именно такими феноменами, прежде всего, и интересуется

философия, изучая человека, его эволюционные возможности и пре-

делы. Итак, можно констатировать, что социальная философия и фи-

лософская антропология являются необходимыми инструментами

адекватного анализа содержания понятия глобализации. В то же вре-

мя это не означает, конечно, что средства данных наук достаточны

для полноты исследования феномена глобализации: здесь огромная

роль принадлежит также понятийному аппарату различных наук, как

естественных (геохимия, термодинамика, география, геология, си-

нергетика, биология и др.), так и социально-гуманитарных (антропо-

логия, история, социология, экономика, социальная психология, гео-

политика и др.).

Принципиальная особенность философского подхода к изучению

явлений любой природы заключается в их рассмотрении как элемен-

тов системы «человек — мир», т. е. в ракурсе субъект-объектных от-

ношений, тогда как специальные области конкретно-научного знания

изучают определенные явления и процессы как элементы объектив-

ной реальности, либо же человека самого по себе, в различных его

аспектах. Философия же рассматривает любые явления не просто и

не столько как объективную реальность, а с позиций человека, его

целей, возможностей и потребностей, т. е. как «человеческий мир», а

человека не как такового, а в мире, в соотношении и внутренней вза-

имосвязи с ним. Тем самым подход философии к познанию реально-

сти не является чисто объектным (как, например, в физике, биологии

или технических дисциплинах) или субъектным, как в гуманитарных

науках. В ткани философского знания имманентно присутствует не-

разрывное единство субъекта и объекта — это всегда человек в мире