Previous Page  5 / 10 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 5 / 10 Next Page
Page Background

Философская культура и профессиональная деятельность

Гуманитарный вестник

# 9·2016 5

перед ним обществом практической задачи преобразования вовле-

ченного в общественную практику материального объекта, предмет-

ной области.

Деятельность человека заключает в себе диалектическое проти-

воречие как осуществляющаяся в двух взаимосвязанных и взаимно

переходящих сферах.

Во-первых, деятельность человека осуществляется во внешней

сфере как практическая, направленная на преобразование матери-

альных объектов, и является предметной

.

Как писал А.Н. Леонтьев,

«основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характери-

стикой деятельности является ее предметность» [13, с. 84]. Здесь

предметность имеет два аспекта: непосредственный и опосредован-

ный. В первом случае индивид преобразовывает конкретный объект,

природные особенности которого определяют как характеристику его

орудий труда, так и структуру его деятельности. Однако данный объ-

ект является на самом деле лишь частью единой предметной систе-

мы, вовлеченной в общественную практику. Следовательно, практи-

ческая деятельность конкретного человека тоже становится состав-

ной частью совокупного общественного воздействия (совокупного

труда) на эту предметную область. В таком смысле предметность вы-

ступает как опосредованная или совокупная предметность. Действу-

ющий индивид в обществе находит не просто, как ему кажется,

внешние условия, к которым он должен приспосабливаться своей де-

ятельностью, но именно эти условия, будучи общественно-

историческими, определяют, в конечном счете, мотивы, цели, задачи

и средства деятельности человека. Здесь приспособление является

активным, ибо включает в себя коллективное практическое преобра-

зование действительности. Однако индивид не выступает неким ору-

дием коллективной воли. Как общественную задачу, так и свою

функцию, роль и деятельность, он выполняет через призму своего

сознания, своего «Я», своих интересов, желаний, целей и надежд.

Поэтому, во-вторых, другой стороной деятельности является

мышление. Здесь деятельность человека осуществляется и во внут-

ренней сфере, в сфере идеального, понятий, где объектом мысли-

тельной деятельности выступает понятийный образ предмета, как

распредмеченный объект.

Как отмечает Л. фон Мизес, «человече-

ская деятельность всегда необходимо рациональна» [12, с. 22]. Каче-

ство рациональной стороны, т. е. мышления, в единстве с качеством

орудий трудовой деятельности, общественного бытия как концен-

трированного прошлого, материализованной исторической памяти,

определяет качество результата деятельности индивида. Качество

деятельности индивида и общества проявляется в развитии интеллек-

туального капитала общества [14, с. 66], а также влияет на развитие

производительности труда как количественного проявления пред-

метной деятельности.