1 / 10 Next Page
Information
Show Menu
1 / 10 Next Page
Page Background

Гуманитарный вестник

# 9·2016 1

УДК 130.2(045) DOI 10.18698/2306-8477-2016-09-385

Философская культура и профессиональная

деятельность

© Т.М. Махаматов, Т.Т. Махаматов

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, 125993, Россия

Рассмотрена философская культура как культура мышления, способствующая

развитию гуманистического мировоззрения, качества профессиональной дея-

тельности, формирующая способность рассматривать всю действительность

как органическое единство качественного множества и как систему. Обоснован

вывод о том, что философская культура, превратившись в неотъемлемый эле-

мент цивилизованности современного специалиста, способствует устойчивому и

гармоничному развитию как личности, так и общества.

Ключевые слова:

философская культура, творческое мышление, деятельность, ин-

теллектуальная революция, рационализм, диалектика, интеллектуальный капитал.

В эпоху глобализации и острейшей технологической конкурен-

ции укрепление творческой составляющей практической деятельно-

сти приобретает большое значение. Основанием же творчества явля-

ется

философская культура личности

, заключающаяся, по мнению

авторов, в критическом мышлении, в умении выявлять внутренние

противоречия и способы их разрешения в сфере своей деятельности,

в системном видении явлений и процессов, которая, расширяя круго-

зор и мировоззрение, освобождает индивида от узости профессио-

нального мышления [1, c. 190–192]. Философская культура — это,

прежде всего, категориальное мышление, которое, как пишет

А.И. Мацына, «напрямую влияет на способность творческого реше-

ния познавательных и практических задач» [2, с. 86]. Н.В. Попкова

считает, что «для воспитания нестандартного мышления и приобще-

ния к богатству культуры» необходима философия [3, c. 14], которая

формирует и оттачивает мастерство абстрактного мышления и обоб-

щенного восприятия у индивида, предполагающее развитие умения

соединять общее с единичным, абстрактное с конкретным. Согласно

А.Б. Невелову, философская культура формирует у специалиста уме-

ние «подняться над нарастающим предметным многообразием жиз-

ни… дает человеку свободу в принятии социально и индивидуально

значимых решений, позволяя удержать в сфере внимания совокуп-

ность проблем Целого — семьи, трудового коллектива, региона,

страны, мирового сообщества» [4, с. 31]. А.В. Разин одной из важных

задач в современном обществе считает развитие морально-